Инженерное образование в сирианской цивилизации
Сегодня в СМИ сообщили, что России требуется 600 тысяч инженеров. Интересно, куда они делись?
Ну ладно, ситуация в родной стране всем известна, никого не удивляет инфляция, рост цен, дефицит яиц, сливочного масла, педиатров, а теперь инженеров. Для меня, выросшего в советской эпохе, где не хватало почти всего необходимого из вещей и продуктов, вполне привычное и заурядное явление). Но как дело с подготовкой специалистов обстоит у наших соседей, например, в сирианской цивилизации? Может быть кому-то станет интересно?
Почему вообще я выбрал эту цивилизацию? Ведь есть другие в этом секторе - Альфа-Центурия (сокращ. АЦ), Маркаб, Росту, царство Омнел и несколько других, менее значимых в силу удаленности.
Потому что Сириус в последние двадцать тысяч лет занял лидирующие позиции и подчинил своему влиянию даже такую старую технократическую цивилизацию, как Маркаб и относительно молодую АЦ, тесня Росту и соперничая с Кастором.
Именно это название выбрали российские идеологи для центра развития в Сочи и думаю неспроста. Так что рассмотреть вкратце сирианское образование необходимо.
Итак, для начала нужно посвятить несколько строк общественно-политическому устройству этой цивилизации. Что у них в приоритете?
Их цивилизация - это пример сухого и скучного прагматизма. Задача правительства (которое никогда не меняется и кто стоит на самом верху для граждан полнейшая загадка и табу) - это подготовить молодое поколение из небогатых семей для работы и взрослой жизни и сделать это как можно раньше. Именно для них устроена система образования, которое делится на две части - школа и профессиональное образование. В школе дети учатся с 6-7 лет до 11-12 лет в зависимости от их успеваемости. Потом они направляются в профильные учебные заведения. Расскажу подробнее.
В начальных классах учат детей писать и правильно изъясняться, не коверкать слова, учат этикету, правилам и нормам поведения, кое какому письму, арифметике самой элементарной. Задача подготовить к взрослению, приучить жить по правилам. Школьный психолог наблюдает и выявляет у детей антисоциальные замашки и тут же пресекает их, назначая обучающие смысловые уроки, которые индивид проходит в индивидуальном порядке. Сирианская психология чуть другая, чем на Земле, там много времени посвящено изучению мыслительных и поведенческих шаблонов у разных категорий, начиная с детского возраста и разработаны корректирующие методики. Я не говорю о тестовых вопросах, выстроенных на определенных смысловых значениях. Думаю, эти моменты раскрыть в рассказе "Быть сирианцем". Пример одного шаблона нам известен, это - "предвзятое подтверждение". Индивид рассматривает диллему через призму своего закостенелого понимания и во время дискуссии и в ответе на вопрос он дает подтверждение, неизменное привязанное к его твердому убеждению, причем сам он не способен усомниться в несостоятельности позиции ни в каком случае! даже под влиянием неоспоримых доказательств и аргументов. Я встречал таких людей, пытаясь вступить с ними в полемику, но это совершенно бесполезно. Они теряют терпение и начинают переходить на личности - спорить с ними бесполезно. Тут можно рассмотреть такой психотип шире, но у меня другая задача, чем в статье писать диссертацию на этот счет, ведь статья посвящена подготовке инженеров.
Значит, в младших классах детям внушают о ПОЛЕЗНОСТИ и НЕОБХОДИМОСТИ карьерного роста и достижении успеха, разбогатеть таким образом, чем загоняют мышление молодежи в хитро подготовленную ловушку. На самом деле разбогатеть там нереально, поскольку все ниши давно заняты и все производство давным-давно поделено между семейными кланами. И живут они не с народом, а на отдельном "острове"...
Народу предназначено учиться согласно их предназначению, затем проработать определенное количество лет и выйти на "пенсию". Пенсии разумеется у них нет, поскольку само явление это вынужденная мера и возможно выгодна правительству тех стран, где постоянно что-нибудь происходит нежелательное, отчего возникает нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне и как следствие обесценивание национальной валюты. Именно тут необходим институт социальной поддержки. Ну, Сириус развивался не одно тысячелетие и достиг стабильности в ущерб другим вещам, о чем я поговорю дальше. Так что там нет инфляции и деньги положенные в банк,дают небольшой доход и если человек проработал всю жизнь, он может выбрать где жить на старости.
Значит, ребенок переходит в старшие классы, где его учат основам права (в Сириусе развита юриспруденция), общественного поведения - чего нельзя и что можно, дают поверхностные данные о границах их мира, населенных планетах, трудоустройстве на них, климатических особенностях каждой и окутывают тайной и интригой мир богатых - некую планету, "куда можно переехать лишь разбогатев, упорно трудясь" и так далее. Ребенок сразу загорается мыслью закончить универ и начать работать по специальности и когда-нибудь переехать туда, в тот мир рая...
На самом деле ему уготована определенная ниша участия по его способностям - воспитатель в яслях, учительница, уборщик, техник различных вспомогательных устройств, водитель сцепки фур, врач, инженер, юрист и так далее. Никто не собирается пускать его в нишу бизнеса, чтобы тот устраивал "передел". Полиция следит за гражданами, пресекает правонарушения и возможность их возникновения, спецслужбы контролируют потенциальных политических оппонентов, несогласных и вовремя их обезвреживают, после чего эти граждане перестают ими быть. Так что никаких потрясений не случается в подобных Сириусу цивилизациях, хотя в АЦ недавно случился инциент, который потряс все общество и вызвал даже обсуждение перемен и дачи гражданам свобод, но это все быстро свернулось и вернулось на круги своя. В результате инцидента АЦ потеряла все управление, был обезглавлен космический флот, исчезли все сотрудники спецслужб и Сириус их подчинил своему контролю, правда не без ущерба для себя. Пришли другие люди, оказавшиеся рядом с умершими правителями и все вернулось в прежнее русло. На месте бывших зданий спецслужбы и Военного Министерства разбили поминальный сквер и все утихло. Там нет нигде литературы, нет поэзии, музыки, проявления культуры вообще. Все направлено на то, чтобы искоренить и не пробудить духовность в сердцах населения. Нет интернета, нет коммуникаторов, нет кино. Люди работают всю жизнь, старятся и затем попадают в дома для престарелых. С деньгами, если юрист или врач, инженер, но совершенно пустой внутри. Именно поэтому Маркаб деградировал, его население поглупело и теперь он платит дань Сириусу. Но Сириус, выбрав ту же модель политического и духовного подавления населения, тоже далеко не уйдет, он проиграет в борьбе Кастору, где положение граждан куда лучше.
Что же делать землянам? Для этого наверное я пишу. Нужно избежать ошибок и выбрать лучшее устройство.
Итак, вернемся к их образованию. Значит, в школе они изучают вместо высшей математики и тригонометрии понятийные схемы. Если бы был враг у России, то через своих агентов он внедрил бы именно этот шаблон образования, который мы имеем. Я имею в виду слепое изучение абстрактных математических формул в старших классах. Я помню, как два года корпел над ними, чтобы в будущем они никогда мне не пригодились! Ну не глупо ли это! Потратить два года жизни драгоценного времени юности на пустое! Чтобы хорошая отметка в аттестате стояла. Именно поэтому и по многим другим причинам СССР развалился. Ну а если сейчас государство не преуспевает, значит не одна тригонометрия виновата...
Цепь фигур обозначает "понятие". Цепь других фигур обозначает другое понятие. Потом понятия объединяют в смысловые понятия. Чередование схемами и последовательными фигурами отображают мнение. В общем, детей так обучают логическому мышлению и главное свободе изъязвлению чувств и мыслей! Встречали молчуна? Порой разговариваешь с человеком и не понимаешь его вообще, а он тебя. Встречали такое? Проблема просто в том, что в детстве ребенка не учили этим понятийным схемам. Поэтому его мозг забит всякой ерундой и он сам не может сформулировать вопрос или понять идею. Слышали такое? Звонок в передачу и радиослушатель тратит время и не может задать вопрос. Это все издержки образования. С детства его пичкали тангенсами-котангенсами, синусами-косинусами, запутали его голову и теперь он вообще ничего не воспринимает, кроме картинок в соц.сетях)) Но это Земля, а в Сириусе владельцам крупных бизнесов требуются мыслящие работники и они озаботились поднапрячь психологов и создать такие обучающие программы. И они работают. С детьми, даже отстающими проводят работу и те могут влиться в общество и выполнять свои функции.
Значит, после окончания школы, примерно в 11 лет, ученик проходит квалификационный тест у психолога, где ему задают много вопросов, выявляющих его склад мышления и затем выдают рекомендацию, где красным карандашом подчеркнуто самые лучшие и перспективные профессии для него на данный момент. Возьмем конкретного учащегося и придем с ним в универ. Наверное, стоит написать рассказ о студенческой жизни сирианца, может быть напишу.
Студент к примеру, поступает на инженерный факультет по эксплуатации горно-проходческого оборудования и проектрированию таких машин. Курс делится на три года изучения теории и столько же времени практики. Страна или цивилизация, если она устойчиво развивается всегда остро нуждается в полезных ископаемых. Где их брать, если на родной планете все месторождения выработаны? Земляне пока не озабочены этим вопросом, а зря. Очень скоро это может стать острой проблемой, через каких-то 100-150 лет. Может оказаться, что необходимого компонента не существует в земной тверди совсем или его нужно получать через сложные и дорогостоящие процессы из побочных и иных продуктов. А он может быть на астероиде или небольшой планете поблизости. Вот для этого проектируют специальные машины для различных условий - запыленность, влагозащищенность, газовые облака, низкие температуры и т.д. Инженер изучает материалы, способы их производства, структура обшивки например. Внешней обшивке корпуса машины придают необходимые качества в соответствии с требованиям заказчика ( планета с горячим воздухом и агрессивной средой) и затем такой лист сплавляется с другим, внутренней частью корпуса. Изучается, как это делается и многие моменты. Там дают знания об основных месторождениях, из чего выплавляют сирианскую сталь для таких машин, откуда привозится, изучаются компоненты машин, способы крепления, перевозки, какие типы транспортных кораблей используются и так далее. Затем если это девушка (15-16 лет) ей дают отпуск на год-полтора в связи с взрослением (статья о тлинкитах-!), а если парень, то он получает отпуск, чтобы повидаться с родителями и уезжает на практику в горно-промышленный район какой-либо планеты. Я помню историю одной планеты, когда возник спор Сириуса с цивилизацией Росту, которая владела ею. Там были богатые залежи ценной руды. Президент Росту (там демократия, редчайшее явление) чтобы предотвратить войну с сильным Сириусом, отдал ее и сказал населению, что "Они отыщут две таких, и это лучше, чем подвергать население превратностям и угрозе уничтожения". Население Росту поддержало Президента и в дальнейшем та цивилизация действительно нашла новую планету и активно расширялась.
Итак, во время практики студент работает на промышленном производстве, осваивая горно-проходческую технику, участвует в выработке, сидит за пультом вместе с дежурным инженером и тот ему объясняет, как все происходит. Раз в 8 месяцев он сдает зачеты и снова уезжает на новое месторождение. Всего их крупных четыре и они находятся на разных планетах. Когда он заканчивает курс обучения, ему исполняется 17 лет и ему дают отпуск от 6 мес. до 2 лет и ему не нужно искать работодателя самому, его уже берут на конкретное предприятие. Он решает личные дела, может жениться и затем покидает родную планету и уезжает в промышленный район и работает по контракту. Ему не нужно изобретать новые машины, он должен лишь уметь приспособить их для быстро меняющихся условий, взаимодействуя с центральным Конструкторским Бюро. Он присылает схемы, что нужно изменить и потом собирается опытный образец с новыми бурящими головками или более увеличенным контейнером. Там нет никакой "головной боли", все налажено и все быстро друг друга понимают, поскольку в начальной школе прошли курс по логическим понятийным формулам. У нас же преступник, убивший миллионы сограждан может стать "великим правителем" запросто. Проблема, в общем, понятно мною обрисована, полный бардак в головах и все из-за неправильно выстроенного обучения.
Далее, инженер работает до 40 лет и ему предлагают сменить профессию, чтобы он пожил в нормальных условиях, а не где-нибудь в пром.зоне. Свой домик на любой планете, кроме "той самой"- ну не достиг он богатства, однако у него есть банковские сбережения и он может позволить себе спокойную старость. Если он соглашается, он проходит курсы переобучения и начинает водить поезда фур из одного города в другой. Грузовые фуры там построены иначе. Они прицепляются цепочкой к тягачу и тот тащит их по автобану, где для подобных грузовиков предназначена полоса. Тягач не работает автономно, им управляет водитель, только все автоматизировано и упрощено. Как у нас по дороге Москва-Питер сами по себе фуры не ездят, думаю, это просто экономически не выгодно, иначе сирианцы давно использовали такой способ перевозки. Можно наладить это на коротком участке дороги для одной компании, но на всех... не думаю. Дешевле нанять водителя, оснастить грузовик автоматизированными помощниками, предотвращающими съезд, дтп, облегчающими контроль за дорогой и управление и все.
Еще, есть путь в КБ для тех, кто показал себя с точки зрения новаторских идей и такие люди работают там и совершенствуют различную технику как военного, так и гражданского назначения.
Как быть родителям, чтобы их дети не застряли в понятийном тупике? Нужно проводить с ними занятия как показано на рисунке. Выбрать цветные фигуры, назначить им понятия и пусть ребенок тасует их и сам выбирает. Таким образом это упражнение освободит их от какой то схемы, полученной извне ранее.
Думаю на этом остановится, поскольку это небольшая статья, а не научный доклад или кусок диссертации на тему психологии. С уважением, автор.