Летние приключения в Старолисовской

Летние приключения в Старолисовской

(Татьяна Грачева, Дневник Рыжего)

Есть темы, которых не принято касаться в обществе. Темы, которых избегают в разговорах, говорить на которые никому не хочется. Смертельные заболевания, в частности онкология – одна из таких.

Эту тему поднимает в свое книге «Дневник Рыжего» Татьяна Грачева. Правда, я бы не назвала ее центральной, и лично мне было очень удивительно читать отзывы некоторых ознакомившихся, утверждающих, что книга тяжелая и сложная. Может быть, для кого-то это так и есть, но на мой взгляд, текст получился напротив очень жизнеутверждающим и светлым. Помнится, была книга «Светлый, жизнерадостный Достоевский», как бы опровергающая сложившееся представление о творчестве Федора Михайловича, но тут явно не тот случай. Ничего опровергать не надо, тексты Татьяны Грачевы всегда полны любви к жизни и сдержанного оптимизма, и этот не исключение.

Главная героиня, Наташа, приезжает в деревню Старолисовскую, чтобы прийти в себя и побыть в одиночестве. Недавно она прошла курс лечения от онкологического заболевания, узнав о диагнозе, ее бросил жених, и впускать в свою жизнь новых людей ей совсем не хочется. Но, как водится, реальность вносит свои коррективы, и это на самом деле здорово. Люди – социальные создания, нас окружают другие существа, и многие из них достаточно интересны и настроены вполне дружелюбно.

Наташе предстоит узнать это на собственном опыте. У нее почти сразу появляется два поклонника – рыжий сосед-программист, значительно младше, и почтальон Кузьма. Пытается завязать дружбу беременная библиотекарша Вика. Вообще Наташа как новая жительница деревни привлекает всеобщее внимание, людей тут немного и все на виду.

Наташе слегка за тридцать (а по тексту кажется, что даже больше), она очень далека от романтических иллюзий и склонна не доверять людям. Ее взгляд на мир сдержанный, трезвый, лишенный идеализации. Ей не свойственно влюбляться и увлекаться, она вообще очень взрослая. При этом ее никак не назовешь скучной. Нет, просто это сложившаяся женщина, которая привыкла сама себя обеспечивать и сама решать свои проблемы. Таких в современном мире много. И если честно, мужчина им не очень нужен… «Я сама умею дома все чинить, на фиг мне вообще замуж выходить?», как спела Nodahsa. Эта привычка к самостоятельности и постоянному контролю мне очень понятна, я думаю, каждая взрослая женщина с детьми приобретает такую. Просто невозможно оставаться беспомощным наивным существом, когда жизнь требует другого.

Может быть, отчасти поэтому Наташу притягивает к ее молодому (а хочется сказать – юному, в тексте подчеркивается, что выглядит он младше своих лет) рыжему соседу. Он полон энергии, эмоций, его взгляд свеж и лишен того усталого цинизма, которым пропитывается почти каждый перешагнувший тридцатилетний рубеж. Рыжий нужен Наташе не для того, чтобы заботиться, позаботиться о себе она и сама может, он нужен для того, чтобы любить.

Тема отношений с разницей в возрасте тоже одна из вечных. Пары, где женщина старше, не очень-то приветствуются в обществе, вызывают насмешки и подозрительные недоуменные взгляды. Конечно, разница в возрасте между героиней и ее возлюбленным не настолько велика (семь лет), чтобы заподозрить тут что-то противоестественное, сродни связи матери и сына, и тем не менее… На такие пары смотрят косо, чего уж там греха таить.

Почему же эта ситуация вновь и вновь повторяется, почему для взрослых женщин оказываются привлекательны молодые мужчины? Будем честны, дело тут не только в сексе (у Наташи вон после операции либидо вообще поначалу на нуле). Думаю, открывается этот ларчик просто. Молодые парни привлекательны по той же причине, что и молодые девушки – потому что молодость привлекательна сама по себе. Заряд энергии юного существа таков, что он пробивает все барьеры, в том числе те, что возводит опыт и здравый смысл. Там, где молодость, там и радость, свежесть – к ней тянет чисто инстинктивно, эмоционально и физиологически.

И бороться с этим бессмысленно. Да и не нужно.

Но в Старолисовской героиню ждет не только любовное чувство, но и различные таинственные истории, с которыми связаны здешние места. Все тут пропитано мистикой: проклятьями, приворотами, полузабытыми легендами, древней враждой и не менее древней страстью. Прошлое переплетается с настоящим, оказывается, что события, казалось бы, давно канувшие в Лету играют немаловажную роль в настоящем. В деревне обитают призраки, не менее реальные и значимые для сюжета, чем живые персонажи.

Мистическая линия романа, конечно, выглядит более условной, более литературной, более «выдуманной». Наверное, сюжет мог бы обойтись без нее, однако книга явно потеряла бы в увлекательности и атмосферности.  

Напоследок, возвращаясь к исходной теме, хочется заметить, что один из основных мотивов, который выдвигает Наташа как препятствие для отношений с рыжим соседом – ее бесплодие, последствие операции – собственно, не является таковым. В наш век существует такая вещь, как суррогатное материнство. Поэтому у этой пары могли бы быть дети – если не наташины по крови, то ее партнера. Вопрос же о том, можно ли принять генетически чужого ребенка, остается дискуссионным. Кто-то способен на это, кто-то нет.

Подытоживая, можно сказать, что у Татьяны Грачевой получилось написать еще один хороший и неоднозначный роман. Таких книг, не сконструированных по стандартным лекалам, в действительности выходит не так много. Можно ли назвать книгу любовным романом? Пожалуй, скорее романом с любовной линией.

Несмотря на то, что тема отношений полов тут является одной из ведущих, наблюдать за переживаниями героини, преодолением ее внутреннего сопротивления перед новой любовью, за тем, как она открывается миру, жизни, не менее интересно. Возможно, это даже более любопытный план романа, нежели собственно история любви.

 

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий