Татьяна Грачева | Хамелеон и бабочка

Максим - красавчик и любимец женщин. Обаятельный, харизматичный, чуткий к другим, он умеет очаровывать и добиваться своего. У Максима есть своя кофейня, есть любимая девушка, та, с которой, наконец-то, все серьезно, кот, собака, бабушка, друзья - и одна большая тайна.

Максим получает открытки. Из раза в раз это фотография некого реального места и инструкция, что именно и когда Максим должен сделать. Кто это отправляет - неизвестно, но действия Максима меняют что-то в мире, а после каждого провафленного задания на душе остается неприятное такое чувство. В общем, магия такая.

Открытки приходят с юности, они приходили и в других городах, не каждый день, но довольно стабильно. Да, Максим пытался выследить, кто их шлет, но это ни к чему не привело. Сейчас он просто живет с этим.

До тех пор, пока в его жизни, рядом, очень-очень близко и к открыткам, и к кофейне не появляется девушка из прошлого, экзотическая красавица Зоя, и не ломает игру.

Точнее, Максиму кажется, что она ее ломает, а так ли это на самом деле - это предстоит выяснить.

Хамелеон и бабочка” - вторая книга Татьяны Грачевой, которую я прочитала. Это все еще выход за пределы зоны читательского комфорта: не мой жанр, не мой сеттинг, не всегда мои герои. Но пишет автор хорошо, персонажи обаятельны, а еще у книг есть ряд достоинств, которые, в целом, оправдывают для меня все, что тут “не мое”.

Я не люблю погружаться в русреал, потому что, наверное, всегда воспринимаю чтение как важный для себя акт эскапизма. Я сбегаю в истории от экзистенциальной тошноты: либо успокаиваю себя формульными сказками, либо выбираю то, что чуток расширяет границы мира и помогает эту всю внутреннюю хтонь как-то с самой собой примирить. В русреале такое бывает редко, особенно - во взрослом, словно бы где-то там, на уровне большой русской литературы и социального романа авторы чуток закостеневают, начинают душнить и видеть мир через черное стекло. А та же любовная формула, наложенная на русреал, все равно сквозит чем-то тяжелым, устаревшими установками, неприятными скрепами, стереотипами и безысходностью.

У Грачевой получается этой душноты избежать. Когда я читала “Анасейму”, я ждала магический реализм - именно так мне книгу продали. Но несмотря на легкий налет мистики, фантастических допущений там не было, а мне все равно понравилось: сыграли свою роль обаятельные герои, неспешность истории, какая-то близкая оптика, безоценочное, но внимательное к деталям повествование.

В “Хамелеоне и бабочке” фантдопущение есть: письма и изменения реальности (там целая концепция, но я вам ее не раскрою, читайте). И все то же: обаятельные герои, отсутствие авторской оценки, внимание к деталям, психологическая достоверность, выросшая не из сценарных клише, а из наблюдательности автора. А еще - потрясающее ощущение того, что тебя погружают в бурлящую, кипучую жизнь, в которой случается всякое, а она все равно продолжается. И будет продолжаться, когда мы плачем, когда мы горюем, когда мы обретаем или переживаем утрату.

Здесь есть трагедии - от одной из сцен в начале было очень тяжело. Здесь есть шероховатости и сложные выборы, но нет ощущения, словно бы вся жизнь из них только и состоит, нет. В жизни еще есть меренговые рулеты, поцелуи на качелях, флирт и сбивающее с ног ощущение приближающейся весны. Вот оно для меня сработало как синхрония - и в книгу буквально затянуло.

Если “Анасейма” была для меня романом о семье, о быстротечной реке времени и о становлении чувств конкретной пары, то “Хамелеон и бабочка” - книга о хаосе жизни. Главные герои здесь встречаются случайно спустя годы и это столкновение меняет мир так же, как его меняют открытки Максима. И каждый выбор, действие или бездействие, приводит к тому, что события начинают идти не так. 

Единственным минусом романа для меня было ощущение недотянутости в финальном твисте. Он здесь драматичный, с залпом из ружей, во всех смыслах (и я не могу это пересказать, потому что случится спойлер и пропадет вау-эффект). Чисто композиционно чуть-чуть не хватило предчувствия, предопределенности, намеков, ощущения фатума, который соберет героев в точке кульминации. Намеки есть, да и в такое развитие событий легко веришь, но есть это чувство недосказанности, недостатка напряжения и легкий сумбур. Это можно пережить, да и саму книгу, мне кажется, можно прочитать иначе - и тогда эта недосказанность не будет ощущаться.

Еще одна вещь, которую не могу не отметить. Мне страшно понравился Максим - свое неоднозначностью, этим сочетанием хитрого манипулятора, способного влезть без мыла, куда надо (цитата, я согласна с такой характеристикой), и при этом эмпатией, способностью сочувствовать и поступать по-совести не потому что так надо, а потому что у него есть некий моральный стержень. И к своим женщинам он относится хорошо - даже когда чувства пропадают. 

И вообще, у Грачевой удивительно объемные и фактурные персонажи получаются, даже когда взаимоотношение между ними развивается в рамках сюжетной схемы (соперничество, наставничество, конфликт - что угодно). Даже если это просто владелица похоронного бюро, к которой Максим заехал за редким сортом герани для слепой девочки.

Книгу советую, однозначно потом пойду читать у автора что-то еще. Тем более, там собирается такой небольшой Грачева-верс, где герои шагают из книги в книгу: интересно же узнать, кто там на выходе из кофейни мелькнул и исчез.

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий