Элизабет Гилберт «Происхождение всех вещей»

Читая такие книги, хочется сразу убиться об стену, ибо понимаешь, что «а я-то куда полез...?» (в данном конкретном случае речь именно обо мне и моих попытках писать). А после, когда всё же не убился, сидишь в некоем ступоре, пытаясь вынырнуть из глубин повествования, которое закончилось, а ты в нём до сих пор и тонешь...
Это очень глубокий роман, роман для пытливых умов. Его не осилить за день. Не потому что 730 страниц, и даже не потому, что не хватит времени, а просто потому, что его в каком-то смысле невозможно «заглотить». Его надо читать и всё время думать, читать и всё время понимать, читать и уметь останавливаться.
Его относят в том числе и к семейным сагам, но, если это и так, то, с моей точки зрения, сага эта - очень нестандартная (не похожа она ни на Форсайтов, ни на Буденброкков, ни на моих любимых Казалетов). Роман захватывает период со второй половины XVIII в до конца XIX в. Главная героиня - Альма Уиттакер, дочь ботаника и богатого бизнесмена Филадельфии, она - учёный-ботаник и натуралист. Это история её жизни, её любви, её семьи и, что самое главное, - её познания мира. И события её жизни развиваются так, что неминуемо приводят Альму к важнейшему открытию: мир делится на тех, кто борется за жизнь неотступно, и тех, кто сдаётся и умирает. И касается это не только людей, но и абсолютно всех существ на Земле. Именно эта мысль рождает главный труд жизни Альмы - эволюционную теорию, формулирует которую она почти параллельно с Ч.Дарвином.
В романе много ботаники, много подробностей, много мхов и орхидей, но при этом много и любви, а ещё много откровенных моментов (и они опять же, несмотря на небольшой объем относительно всего количества страниц, очень глубоки и потрясают своей наготой), а также много одержимых людей того времени: одержимых и в прямом, и в переносном смысле.
Если вы не готовы ко всему этому, то это не ваша книга (например, свекрови моей сестры она абсолютно не «откликнулась», и я могу понять, почему). Но если вы чувствуете, что она ваша, то как же я вам завидую! Ибо вы переживёте дни удивительного погружения в удивительный роман. То, что я уже пережила...
Я не знаю, КАК Гилберт такое создала. Это нереальный, сложнейший, огромный труд. Я копалась в её биографии, чтобы найти где-то хотя бы мелкие строки про ботанику в анамнезе или что-то ей сродни. Но нет. Этого нет. И я совсем не понимаю, как она такое написала. На сегодняшний день я бы назвала именно это произведение апогеем творчества Гилберт. Именно здесь соединились основные его мотивы. И она, Элизабет Гилберт, абсолютно по праву стоит в ряду лучших писателей XXI века.
Эта книга прекрасна до слёз. Надеюсь, хоть кого-нибудь я воодушевила на неё. Как воодушевили в свою очередь меня Галина Юзефович, Анастасия Завозова и подкаст «Книжный базар»