#NaNoPrep. Пять способов продолжить писать, если вы застряли
Пять способов продолжить писать, если вы застряли
Переводная статья.
Автор оригинала: Сарра Кэннон. Смотреть полное видео здесь.
Важное примечание!
Перевод довольной вольный, в первую очередь потому, что Сарра даёт много примеров со своими героями, которые нам неизвестны и в контексте статьи не будут делать много смысла. Такие моменты я либо опускала, либо переводила во что-то более нейтральное.
Также по ходу статьи вы увидите мои примечания, а после каждого совета – моё мнение или мой опыт работы с описанными способами, если таковой был. Мои рассуждения выделены курсивом. Так что далее по тексту, если вы видите «я» стандартным шрифтом, это рассуждения от лица Сарры Кэннон от её лица.
Все советы, разумеется, индивидуальны, но я, как и автор канала, нахожу их полезными. Особенно во время НаНоРайМо.
Совет #1. Писать не по порядку
Да, многие пишут в хронологическом порядке, и, если вас охватывает беспокойство, когда вы начинаете писать не по порядку, а сразу переходите к более поздним моментам, этот способ не для вас, но я поняла, что порой – когда при хронологическом написании дохожу до момента, в котором не уверена — я могу перепрыгнуть в другое место. Даже в конец. В один момент у вас блеснёт осознание: «О, вот, что должно произойти там-то в начале истории», — и вы вернётесь.
Иногда я перепрыгиваю не в конец, а в следующую известную мне главу. Например, если я не уверена в реакции персонажа в конкретной ситуации, но знаю, что произойдёт во втором акте, я пропущу пару реакционных глав и перейду сразу ко второму акту. Потому что я знаю, что произойдёт в том куске.
Обычно, когда я делаю такие отступления, я ставлю в документе ХХ/XX (Прим.пер.: русская/английская раскладки), потому что существует мало слов с удвоенной Х/X (Прим.пер: В русском X (икс) вообще нет, так что мы точно не потеряемся.) и пишу себе заметку. Что-то вроде «Не знаю, что произойдёт здесь, иду в такой-то момент истории», а потом возвращаюсь, когда придёт идея, чем заполнить пробел. Решение может прийти на следующий день, через два дня, через две недели…
Иногда я не возвращаюсь, а дописываю до конца книги, а при редактировании первое, что я делаю, это ищу двойные ХХ/XX . К этому моменту я уже знаю концовку, так что намного более вероятно, что я смогу вернуться и заполнить пробелы — ведь я знаю, что с чем нужно соединить.
В общем, написание не по порядку, переход к диалогу, что произойдёт позднее, или к сцене ближе к концу, или ещё к чему-то – иногда это просто заставляет перепрыгнуть образовавшуюся пропасть и заставить пальцы работать. Так что не бойтесь прыгать дальше. Главное, чтобы у вас был какой-то способ организации, например, заметки в документе или любой другой программе, в которой вы пишете (Прим.пер.: Или цветные стикеры и/ли маркеры, если пишете в тетради), чтобы создать хоть какой-то порядок. Вы вряд ли хотите написать всё вразнобой, а потом не иметь представления, как это всё соотносится друг с другом. Так что лучше оставить пометки.
В целом, это отличный способ заставить себя продолжать, не пропуская недели.
Я – как раз из тех, кто, садясь за книгу, пишет от начала до конца, потому что обычно до начала работы у меня есть очень много времени, в которое я пишу как раз эти самые сочные долгожданные сцены, а потом составляю их в человеческий хронологический порядок. И со мной часто бывает, что я не знаю, чем заполнить пробелы, но знаю, что будет позже. Так что мне нравится этот совет Сары, и я совершенно не разделяю мнение, что лучше не писать классные сочные сцены, которые очень хочется написать сейчас. К чему тянуть, если именно в тех сценах могут быть ключи, открывающие вас главы, хронологически идущие раньше? Мне так пришлось промотать и начать концовку главы через две после нужной, потому что только так я смогла понять, как именно начать и повести ту, на которой застряла! Так что да, плюсую совету!
Совет #2. Проговаривать и обсуждать
Наверняка этому есть научное объяснение! Потому что я честно могу неделями писать в блокноте пометки и рассуждения о проблеме в моей истории, но идеи приходят только в момент, как я иду разговаривать с мужем. Есть что-то особенное в том, чтобы обсуждать, произносить слова – и это призывает идеи. Или другие люди вытягивают идеи из ваших слов.
Вы можете часами прокручивать у себя в голове идеи и пути решения и так никуда и не прийти. Но стоит вам поговорить с кем-то, переложить историю в слова, чтобы кто-то другой понял, что вы хотите сказать, мысли организуются сами по себе так, как вы и не подозревали, и придёт идея.
Или человек, с которым вы обсуждаете, предложит какой-то ужасный вариант, который ну точно не подойдёт для вашей книги. И вы подумаете: «О нет, я не хочу вот это, но, может, попробовать так…» И это происходит постоянно!
Так что возьмите кого-нибудь – друга, бета-ридера, кого-то из писательской беседы – и начните объяснять им. Если вы можете сделать это по телефону или видео связи, где вы по-настоящему разговариваете, а не печатаете, это должно помочь. Если нет никого, кому вы достаточно доверяете и кто достаточно поддерживает вас, с кем вы можете поговорить о вашей истории, просто включите программу для захвата видео, камеру телефона или диктофон. Потому что даже сам факт проговаривания может вам очень сильно помочь.
По моему опыту, обсуждение с другим человеком помогает, даже если вы печатаете. Главное – чтобы человек задавал верные вопросы. Я не люблю проговаривать, потому что чувствую себя при этом дико неловко, будто делаю что-то глупое или постыдное. Но мне ничего не мешает постучать в лс к подруге и обсудить с ней это так.
С другой стороны, я на самом деле вижу, почему проговаривать стоит. Мозг работает иначе + решения принимаются быстрее. Если мне вдруг неожиданно захочется попроизносить, я включаю диктофон в заметках. Иногда говорю не по-русски, так кажется, что всё не настолько глупо. Хд Лайфхаки для стесняющихся авторов.)
Совет #3. Сыграть в «А что, если…»
Когда я захожу в тупик, я беру бумажку, пишу «Что, если…», засекаю полчаса и за это время пытаюсь придумать как можно больше вариантов того, что может произойти. Иногда я делаю небольшую подготовку перед игрой и думаю: какой наихудший вариант событий для героини? О чём она беспокоится больше всего на свете? Потеря чего принесёт ей больше всего боли? И после того, как я пойму, о чём беспокоится моя героиня, что максимально усложнит её жизнь — и историю, я ставлю таймер и начинаю.
Полчаса. Сколько я могу придумать?
Иногда я ставлю челлендж: придумать пятьдесят хороших идей за полчаса. Или двадцать пять очень хороших. Когда вы заставляете себя писать больше трёх-четырёх идей, вы действительно открываете разум и начинаете мыслить вне рамок.
Идеи быть самые нелепые: что, если героиня умрёт в пятой главе? Да, ей нужно прожить ещё шесть книг, но вдруг эта идея принесёт что-то новое? Окей, вот она умерла. Тогда остальным придётся воскрешать её, а ей придётся мыслить иначе – и так далее.
Что, если это? Что, если то? Любые идеи. Вбрасывайте их, даже если он нелепые. Что-то из этого списка зацепит ваше воображение.
Идея может появиться уже на десятом пункте, и вы поймёте: ВОТ что должно произойти. Тогда можно остановить таймер и продолжить писать. Но если вы просидите все тридцать минут, а ничего так и не зацепит, выберите идею, которая нравится больше всего, и пишите по ней, даже если знаете, что это не войдёт в финальный вариант. Попробуйте поработать с тем, что есть. Потому что худшее, что вы можете сделать во время НаНо — да и в любое другое время — это застрять и забросить историю.
Делайте то, что поможет вам расписаться, даже если это неправильно. Оно направит вас в верном направлении, поможет выяснить, куда должна пойти история.
С «What if» я тоже игралась (и играюсь), но в ином формате. Одна из «Что если» изменила мне все правила игры! И вот-вот ещё одна может войти в финальный вариант. А альтернативки – вообще моё любимое развлечение. Но дело в том, что для меня это именно развлечение.
Думаю, игра со «Что, если…» может быть интересным упражнением, если воспринимать его так, как описывает Сара. Определённо, в следующих раз, если придёт ситуация, в которой я не смогу разобраться, я стану накидывать такие варианты.
Совет #4. Проверьте, чего хочет злодей
Ещё кое-что, что заставляет мыслить за рамками.
Часто, особенно с повествованием с ограниченной перспективой или от первого лица, мы думаем только за одного героя, но, если вы застряли и не уверены, как дальше должна пойти история, выделите минутку, чтобы заглянуть в голову антагониста. Что он/а думает о действиях глав.героя? Он/а вообще знает об их действиях? Что он/а делает за кадром? Может, это большая ловушка для героя.
Возможно, вы захотите исследовать предысторию вашего злодея и понять, почему они так хотят убить вашего героя или создать ему неприятности. В чём мотивация? Отметьте не только то, чего хочет ваши злодей, но почему это важно. Так можно найти и новый конфликт.
Выделите отдельную главу, наховите её «За кадром: Злодей». «За кадром» означает, что это не то, что вы хотите оставить в финальном варианте, но это неким образом развивает историю, даже если её не увидят читатели. Также вы можете засчитать эти слова для НаНоРайМо, ведь это всё равно ваша работа над проектом, даже если она не окажется в финальном варианте.
Я не пишу ограниченную перспективу только с одним персонажем, так что вполне могу оставлять все эти отступления про злодеев и антагонистов в финальном варианте. А вот писать взгляд с другой стороны – с любой – может быть полезно и, действительно, добавит новых изюминок.
Опыта у меня не очень много в таком подходе, как мне кажется. Но один раз я мучилась, как описать помолвку, потому что все изначальные идеи казались банальными. И тогда я решила посмотреть, а что же думает другой герой, который, с одной стороны, не любит героиню, а с другой – эта помолвка важный политический ход. Было интересно исследовать реакцию этого героя на действия гг. Да и раньше я подобным образом исследовала именно этим персонажа.
Совет #5. Посмотреть фильм
Да, кажется, мы всегда говорим, что худшее, что можно сделать, это бросить книгу и пойти развлекаться, смотреть фильмы, играть в игры и т.п. Но в этом совете есть рациональное зерно!
В одном из мастер-классов Александра Соколофф (Прим.пер.: американский автор и сценарист, самая известная книга: серия триллеров The Huntress Moon, номинированная на премию имени Брэма Стокера.) рассказывала про списки из десяти. Например, «10 героинь, похожих на мою». Нужно выделить десять героинь из любимых книг, шоу, фильмов и т.п., которые напоминают вам о вашем герои или чертах, которых вы хотите воплотить в нём/ней. Например, они все боевые девчонки, или сироты, или ведьмы – что угодно.
Также вы можете создать список из десяти фильмов или книг, которые напоминают ваши по тем или иным параметрам. Просмотр таких фильмов может подать вам идею для вашей истории.
Также оно может работать в обратную сторону: вы смотрите один из этих фильмов, вам не нравится, как герой ведёт себя в определённой ситуации, и вы захотите дать своему герою противоположную реакцию. Это и разозжёт ваше воображение!
Да, иногда просмотр фильмов может быть прокрастинацией, когда вам просто не хочется работать, но если вы на самом деле застряли, то списки из десяти героинь/сеттингов/проблем/жанров могут быть полезны. Вы увидите, как другие авторы справляются с похожими ситуациями, не важно, хотите вы воссоздать подобное или, напротив, сделать что-то противоположное в вашей истории. Всё, что важно — это поможет вам найти новую идею и вернёт вас в текст.
А вот про это мне даже особо нечего сказать. Я не занимаюсь такими списками, не очень люблю фильмы и у меня уже есть устоявшиеся представления о сеттинге и героях. Но, вероятно, сознательная переработка образов и сюжетов может быть полезна. По крайней мере как анализ. А ещё – как отдых! Серьёзно. Порой нужно просто перезагрузиться и посмотреть фильм или мультик. Если в процессе придут идеи – отлично. Если нет, то мозг всё равно отдохнёт и примется за дело, полный новой информации, новых образов и свежести.
***
Вот такие интересные способы исправиться с «затыком» на пути. Многие из них я пробовала в том или ином формате, некоторые хочу попробовать в предложенном Саррой формате.
Надеюсь, наш опыт поможет вам, подаст идею, как разнообразить свой способ работы, чтобы по крайней мере в ноябре оставаться на плаву и не давать мелким кризисам сбить вас с пути!
Да и в другое время писательского года это не будет лишним 😊
Спасибо :)