10 книг, которые изменили меня. Книга 5

Решил и я поучаствовать во флешмобе "10 книг, которые изменили меня". Мне эстафету никто не передавал, потому и я никому не передам - расскажу только о себе. Рассказывать буду не по мере возрастания влияния книг, а в хронологическом порядке - насколько я его мог восстановить.
Пятая книга, в отличие от первых четырёх, и даже "Почемучки" - ни разу не художка. Это чистой воды научпоп: четырёхтомник Игоря Акимушкина "Мир животных". Перед этим было издание в шести томах, но я ознакомился именно с четырёхтомной версией. При этом тома я читал не по порядку - в лихие девяностые в нашем маленьком поволжском городке достать книги было совсем сложно, поэтому что было, то и читал. Сначала - четвёртый том, потом третий, потом первый. А второй том я вообще смог найти только пять лет назад.
Итак, том четвёртый, "Беспозвоночные. Ископаемые животные". На картинке - то самое издание, 1992 года. Первая часть была про амёб, вольвоксов и прочих беспозвоночных - червяков, кальмаров, медуз. А вторая - про тех, кто населял планету раньше, да уже вымер: от самых первых одноклеточных через кембрийсий взрыв и динозавров к первобытным людям.
Труд колоссальный. Про животных рассказывается очень много - об их жизни, повадках, анатомии - и всё это разбавлено статьями об исследованиях и комментариями очевидцев, а также множеством картинок, схем и фотографий. Уже во втором классе я знал, что такое аппарат Гольджи и зачем нужны митохондрии, понимал, чем отличаются кальмары от каракатиц, и не путался между бронтозавром и птеродактилем.
Мой пытливый ум, подготовленный "Почемучкой" к более серьёзным материалам, нашёл для себя пищу.
Конечно, в научном плане эта книга безнадёжно устарела. Мало кто знает, но классификация животных не есть нечто незыблемое и общепринятое. Состав классов, семейств и типов то и дело меняется, а зачастую и не всеми признаётся. Например, в четвёртом томе "Мира животных" утверждалось, что неандертальцы - прямые предки кроманьонцев. Хотя сейчас всем известно, что это два паралельные эволюционные линии.
И тем не менее, даже сейчас я порекомендую эту книгу всем, кто хочет более-менее представлять себе животный мир нашей планеты.
С этой книги к моим увлечениям добавилась биология и палеонтология, потом было ещё много книг про животных - ныне существующих и вымерших, но этот четырёхтомник стал отправной точкой.
Однако главное влияние эта книга оказала на меня в совершенно неожиданном ключе. Именно благодаря ей я начал писать стихи. Меня так поразила история очевидца, как среди ночи он увидел с берега борьбу гигантского глубоководного кальмара с кашалотом, что я написал об этом своё первое в жизни стихотворение.
А вот и сам стих:
Ты спишь уж час, уж два, уж три,
Взгляни хоть на минуту.
Давай смотри! Давай смотри!
Дуэль... кита и спрута.
Кальмар огромнейший схватил
Громаду-кашалота,
Но кит большой его грызёт,
Всем победить охота!
Тут кит огромный вдруг нырнул,
Разбил врага о скалы,
Не долго думая, глотнул.
Кальмара и не стало.
06.11.1992
Ну и понеслось...
#книгиизменившиеменя