12 лайфхаков для тех, кто хочет научиться писать диалоги
Многие умеют писать красивые тексты. Навык этот приобретается при знакомстве с литературным наследием родного языка и развитием собственного художественного вкуса. Это умение можно развивать и оттачивать, чтобы слова в вашем тексте струились рекой, сметая на своем пути все преграды на пути к читательским сердцам. И все же чтобы написать хороший текст одной лишь красоты мало. Если проанализировать самые читаемые произведения, то мало какие из них попадают под эталонное определение, взращиваемое сотнями учебников по литературному мастерству. Гениальный текст может быть совершенным, но не любой совершенный текст является гениальным.
Умение писать диалоги напрямую связано с другими важными элементами художественного текста: сюжетом и героями. Хороший диалог может двигать сюжет и хороший же диалог обрисовывает речевой портрет персонажей. В этой статье я собрала несколько лайфхаков, которые могут помочь при написании диалогов.
1. Сюжетные дыры
Если при редакции уже написанного текста кажется, что проблема в диалогах, то, скорее всего, проблема в плохо прописанных героях или сюжетных дырах, которые этот диалог невольно пытается заткнуть вместо того, чтобы выполнять свои прямые функции.
2. По заветам Довлатова
Чтобы речь персонажей была живой и естественной, нужно много слушать, как говорят живые люди, подмечать и выписывать их речевые особенности, анализировать, почему речь этого конкретного человека звучит именно так, а не иначе. Чем обширнее будет становиться ваша образная библиотека, тем проще будет даваться написание самих диалогов.
3. Классика и ширпотреб
Чтение и анализ классической литературы помогает сформировать художественный вкус, но, как это ни парадоксально, чтение литературы низкопробной может быть не менее полезно. В «сырых» плохо написанных текстах легко отлавливать ошибки, которые вы можете совершать сами, тем самым получая возможность вовремя их обнаружить и исправить.
4. Кино
В искусстве написания диалогов сценаристы ушли гораздо дальше писателей, и многому можно научиться, анализируя понравившиеся диалоги из фильмов. Даже просто записав их на слух, можно многое понять об их внутреннем устройстве.
Звонок по телефону:
П1: Я приду убить тебя во вторник.
П2: Хорошо, я свободен во вторник.
П1: Какой-то ты не такой… Как будто с войны вернулся.
П2: Почти…
П1: Я… А, знаешь, во вторник мне неудобно, можно я перезвоню?
П2: Давай, я всегда здесь.
Стук в дверь. Персонаж 1 идет открывать дверь.
П1: Да?
П2: Можно ли поговорить с вами об Иисусе?
П1: Замечательно! Заходите.
П2: Что?!
П1: С удовольствием послушаю об Иисусе.
П2: Вы уверены? Просто обычно люди не говорят: «Да».
П1: Я не люди, проходите, давайте беседовать о вере.
В обоих случаях драматургия этих диалогов строится на обмане зрительских ожиданий, когда берется клишированная ситуация и выворачивается наизнанку, но в то же время слова персонажей в полной мере соответствуют их характерам.
5. Закрывать имена
Еще один простой способ понять жизнеспособность диалогов: если закрыть имена, и будет непонятно, кто из персонажей что говорит, то этот диалог следует переписать и подумать над речевыми портретами каждого из его героев.
Вот, к примеру, что мы можем сказать об этих героях на основании одного лишь короткого отрывка из их диалога?
П1: Парень в бронированном костюме, а снять, кто ты без него?
П2: Гений, миллиардер, плейбой, филантроп.
П1: Я знаю простых ребят, которые в десять раз лучше. Я видел в хронике, ты ведь сражаешься только за себя. Ты не из тех, кто пойдет на жертву: ляжет на колючую проволоку и даст через себя пройти другу.
П2: А я эту проволоку вырежу.
А об этих?
П1: А что вы так на меня смотрите, отец родной? На мне узоров нет и цветы не растут.
П2: Меня терзают смутные сомнения: на вас точно такая же замшевая импортная куртка, как у Шпака.
П1: Что вы говорите? Куртка замшевая? А разве во всей Москве один Шпак имеет замшевую куртку?
П2: А фамилия ваша как?
П1: Я артист Больших и Малых академических театров, а фамилия моя… Фамилия моя слишком известная, чтобы я ее называл.
6. Экспозиция
Многие плохие диалоги часто грешат тем, что персонажи проговаривают экспозицию, что самой истории не идет на пользу. Чтобы лучше почувствовать, как это работает, я очень советую почитать рассказ Чехова «Драма» и сравнить, как сам автор выписывает диалоги, и как это делает начинающая писательница, о которой идет речь. Вот два отрывка из этого рассказа:
«— Павел Васильич, там какая-то дама пришла, вас спрашивает, — доложил Лука. — Уж целый час дожидается…
Павел Васильевич только что позавтракал. Услыхав о даме, он поморщился и сказал:
— Ну ее к чёрту! Скажи, что я занят.
— Она, Павел Васильич, уже пять раз приходила. Говорит, что очень нужно вас видеть… Чуть не плачет.
— Гм… Ну, ладно, проси ее в кабинет.
Павел Васильевич не спеша надел сюртук, взял в одну руку перо, в другую — книгу и, делая вид, что он очень занят, пошел в кабинет. Там уже ждала его гостья — большая полная дама с красным, мясистым лицом и в очках, на вид весьма почтенная и одетая больше чем прилично (на ней был турнюр с четырьмя перехватами и высокая шляпка с рыжей птицей). Увидев хозяина, она закатила под лоб глаза и сложила молитвенно руки.
— Вы, конечно, не помните меня, — начала она высоким мужским тенором, заметно волнуясь. — Я… я имела удовольствие познакомиться с вами у Хруцких… Я — Мурашкина…
— А-а-а… мм… Садитесь! Чем могу быть полезен?
— Видите ли, я… я… — продолжала дама, садясь и еще более волнуясь. — Вы меня не помните… Я — Мурашкина… Видите ли, я большая поклонница вашего таланта и всегда с наслаждением читаю ваши статьи… Не подумайте, что я льщу, — избави бог, — я воздаю только должное… Всегда, всегда вас читаю! Отчасти я сама не чужда авторства, то есть, конечно… я не смею называть себя писательницей, но… все-таки и моя капля меда есть в улье… Я напечатала разновременно три детских рассказа, — вы не читали, конечно… много переводила и… и мой покойный брат работал в «Деле».
— Так-с… э-э-э… Чем могу быть полезен?»
И сравните с этим отрывком:
«Мурашкина просияла от счастья и продолжала читать:
— «Анна. Вас заел анализ. Вы слишком рано перестали жить сердцем и доверились уму. — Валентин. Что такое сердце? Это понятие анатомическое. Как условный термин того, что называется чувствами, я не признаю его.— Анна (смутившись). А любовь? Неужели и она есть продукт ассоциации идей? Скажите откровенно: вы любили когда-нибудь? — Валентин (с горечью). Не будем трогать старых, еще не заживших ран (пауза). О чем вы задумались? — Анна. Мне кажется, что вы несчастливы».
Во время XVI явления Павел Васильевич зевнул и нечаянно издал зубами звук, какой издают собаки, когда ловят мух. Он испугался этого неприличного звука и, чтобы замаскировать его, придал своему лицу выражение умилительного внимания.»
7. Показывать, а не рассказывать
Можно сказать, что это негласное правило кинематографа со времен его зарождения. Чтобы донести мысль, диалог нужен далеко не всегда и не везде. Полезно проанализировать сцены в литературе и кинематографе, где диалогов вовсе нет, и посмотреть, при помощи каких средств выразительности строится драматургия этой сцены.
«Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти- и десяти рублевых ассигнаций. Слезы опять навернулись на глаза его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел… Отошед несколько шагов, он остановился, подумал… и воротился, но ассигнаций уже не было. Хорошо одетый молодой человек, увидя его, подбежал к извозчику, сел поспешно и закричал: «Пошел!..»
А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
8. Немое кино
Я не призываю здесь смотреть немое кино, прекрасно понимая, этот сорт травы зайдет далеко не всем, но хочу обратить ваше внимание на одну немаловажную деталь. Речь героев никогда не висит в пустоте, и ее всегда оттеняет пластика. Попробуйте обращать внимание на то, как двигаются актеры во время диалогов, какие жесты совершают и что эти жесты подчеркивают. Умение показывать диалог в динамике, придаст речи персонажей дополнительную глубину.
9. Фехтование
Хороший диалог похож на фехтование: в нем найдется место и выпаду, и контратаке, и обороне. Если писать диалоги, держа в голове эту идею, то они приобретут дополнительные яркость и динамику.
— Ну, — сказал Остап, — за все дело десятку!
— Дуся! — удивился монтер. — Вы меня озлобляете. Я человек, измученный нарзаном.
— Сколько же вы хотите?
— Положите полста. Ведь имущество-то казенное. Я человек измученный.
— Хорошо. Берите двадцать! Согласны? Ну, по глазам вижу, что согласны.
— Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон.
И. Ильф Е. Петров «12 стульев»
10. Интересные герои
Есть один проверенный способ создать интересного героя: пусть он говорит одно, думает другое, а делает третье. Эталонный пример Джек Воробей. Ой, прошу прощения, капитан Джек Воробей.
В одной сцене Джек может называть себя распоследним мерзавцем, пиратом и говорить, что реквизирует судно, и будет при этом говорить правду, но так же все вышеперечисленное не помешает ему без раздумий спасти Элизабет, даже рискуя попасть в руки властям. Но и этого мало: спустя несколько мгновений он уже угрожает жизни Элизабет, чтобы спастись самому.
Попробуйте самостоятельно разобрать сцену сражения Джека с Уиллом на эти три составляющие: мысли, слова, поступки. С самого начала Джек мог попросту застрелить юнца, который встал на его пути, и все же не сделал этого, сражаясь с ним на равных, а при помощи диалога, дразня оппонента, он умудрился узнать Уилла так, как не смог никто.
11. Психология
Самые сильные убеждения героев рождаются из их болезненного жизненного опыта. Подумайте о том, есть ли таковой опыт у ваших героев, и как этот опыт отражается на их речи.
— Подобных притязаний, — ответил Дарси, — я не высказывал. Слабостей у меня достаточно. Я только надеюсь, что от них избавлен мой ум. А вот за свой нрав я бы не поручился. Возможно, я недостаточно мягок — во всяком случае, с точки зрения удобства тех, кто меня окружает. Я не умею забывать глупость и пороки ближних так быстро, как следовало бы, так же, как и нанесенные мне обиды. Я не способен расчувствоваться как только меня захотят растрогать. Меня, вероятно, можно назвать обидчивым. Если кто-то лишился моего уважения, то уже навсегда.
Дж. Остен «Гордость и предубеждение»
12. Матчасть
Сейчас в открытом доступе есть множество учебников по литературному и сценарному мастерству, и тем не менее плохие книги и фильмы продолжают появляться. Более того, даже чтение учебников не будет служить гарантом тому, что вы станете писать лучше. Рост скилла складывается из множества факторов и матчасть лишь один из них. От теорий, лайфхаков и упражнений толк будет только тогда, когда автор начнет целенаправленно применять их на практике снова и снова, пока те не закрепятся на интуитивном уровне.