Литмаркет - читать книги онлайн бесплатно и без регистрацииВ приложении удобнее!
Установите приложение Литмаркет Книги и читайте любимых авторов даже без интернета!

27 глав. Структура истории

 

Что «27 глав» такое?

Метод планирования сюжета, придуманный писательницей под ником katytastic на основе трёхактной системы и путешествия героя. Базируется деление на следующей последовательности: Статика -> разрушение -> реакция. Эта динамика присутствует внутри каждого акта, создавая своеобразные событийные блоки. А Кейт решила разделить каждый блок на три под-блока. Так внутри трёх актов получилось 27 «глав», которые по идее должны создать динамичный сюжет. Я собрала всё и перевела. Вышло следующее:

27 глав. Структура истории, изображение №1
 

Конечно, деление именно на «главы» весьма условное. По ходу работы над историей что-то сольётся воедино, что-то отвалится и т.п. Так что это просто условные биты для продумки сюжета.

Почему я решила метод потестить?

На самом деле я хотела аж с начала 2022 года, а то и с конца 21, когда снова пыталась распланировать «Реликвии». Не вышло. Потом я ушла в другие более важные проекты, стало не до экспериментов. А теперь поняла, что экспериментов, наоборот, хочется.

А ещё хотелось ускорить процесс. По прошлым опытам я помню, что планы дело очень ускоряют, а у меня было много дэдлайнов на рассказы.

Ну и мотивация есть далеко глядящая: я всё ещё хочу распланировать хотя бы примерно «Реликвии»!

Почему именно на рассказах?

Во-первых, их быстрее писать и можно сразу оценить результат. А это было моей основной целью: быстро опробовать и разобраться в принципах работы.

Во-вторых, ориентироваться в построении проще на прямых историях. Романы, как я их люблю, имеют много линий, твистов и переплетений, много внутренней работы персонажей, а не только на реактивные действия. Нет, конечно, в рассказах это тоже есть, но их не так много, их намного проще подразумевать между строк и намного проще мэнеджить по ходу. Да и в самом плане они занимают не так много места и важны сразу, а не отложенно, как сможет случиться в романе.

В итоге по этой структуре я написала два рассказа: «Две деревянные игрушки» и «В темноте», разные и по тематике, и по результату.

Что я заметила?

  1. Структура плана очевидная, понятная, позволяет больше детализировать события, в отличие от 15 битов Блейка Снайдера и, как итог, глубже, детальнее продумать историю, включив в неё все важные реактивные действия героев.

Правда, в процессе можно забыть, что не все моменты обязательно включать в план малой прозы. Не все они должны быть расписаны подробно, а какие-то пункты и вовсе могут слиться в один. Полагаю, это правдиво и для крупной прозы (из-за этого, видимо, и на сайте писательницы упомянуты не все 27 пунктов, хотя в своём видео-туториале она разбирает все), но там благодаря самому формату вероятность включения всех «глав» выше.

  1. Работается в целом действительно проще, понятнее, быстрее. Когда я написала план «Двух деревянных игрушек», несмотря на объём, они написались очень быстро. Буквально за сутки. С «В темноте» так скоро не получилось, потому что рассказ меньше сосредоточен на действиях, в то время как «Игрушки» по своей сути попаданческое фэнтези с попытками вернуться, но в миниатюре.

Однако и с «В темноте» план имел значительный плюс: я знала, куда нужно двигаться, что позволяло сесть и накидать хоть чуть-чуть в любой момент.

  1. Исходя из выше сказанного: Character driven story через такую структуру писать можно, но сложнее, чем Plot driven. По тем же причинам, о которых я говорила про работу с романом: очень много внутренней работы персонажа, деталей и нюансов, которые в плане не учесть, и они теряются за заполнением сюжетных битов.

При продумке мотивация персонажа как бы держится в голове. История строится от мотивации как от ядра. И по сути все действия и реакции, прописанные в таких планах, работают на преодоление арки. Но, к сожалению, планы – вообще любые событийные планы – не учитывают такой крошечный момент как влияние любых событий на психологическое состояние персонажа, а эти тончайшие слои могут, ну, чисто случайно, не дать персонажу совершить запланированное действие. Если продолжить писать по тому, как придумано, будет херня в психологизме, или потеряется мотивация, или всё будет казаться притянутым за уши и неестественным. В общем, много последствий, которые при работе над романом станут ужасной проблемой в будущем.

Какие выводы я сделала?

27 глав, как и любая другая структура, хорошо работает для очень сюжетных работ, коммерческих и ЦА-шных, хорошо экранизируемых и с чётким-понятном high концептом. Прямо прекрасно, я считаю. Потому что она учитывает необходимую сюжетную динамику и потенциально не позволяет читателю заскучать.

Это хороший помощник и ориентир, который лично для меня ещё и очень удобный и понятный.

Но…

Полноценно с планами я всё ещё работать не могу. Вернее, я могу написать и план, и работу по нему, но она будет на многих уровнях ощущаться неправильной и/или в ней будут провалы, особенно по части эмоционального развития персонажа и/или его мотивации (не в том смысле, что её не будет, а в том, что она может быть недостаточно чётко обозначена).

Дело в том, что мне комфортно работать именно через персонажей, в моих историях двигатели обычно они, и в таких случаях удобнее работать по наитию с несколькими опорными точками, модифицируя расстояние между ними с учётом чувств и развития персонажей. Так что для работы с более подробными планами нужно придумывать, как интегрировать в ни ещё и персонажью индивидуальность, их внутренние перипетии. Для этого, как я предполагаю, нужен дополнительный план, сосредоточенный на эмоциях, а для этого нужно понять, как вообще это возможно учесть, когда ты с персонажем едва знаком. (Я придерживаюсь мнения, что персонаж раскрывается в процессе работы, а не на этапе продумывания даже для автора. По крайней мере у меня это работает так.)

А может, нужно больше практики именно с планами.))

В любом случае я буду продолжать пробовать всякое разное, рискну-таки повторить планирование «Реликвий» через 27 глав. И, может, не только их, а какие-то ещё рассказы — опять же для практики. А вам, может, мой опыт будет в каком-то смысле полезен и вы сумеете избежать каких-то ошибок.

Использованы материалы:

Видео создательницы метода:

https://www.youtube.com/watch?v=fe3eodLF_Uo&t=1s 

Несколько поясняющих статей:
https://byomentor.com/2019/05/20/the-3-act-9-block-27-chapter-method/
https://livingwriter.com/blog/27-chapter-method-made-easy

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий
Вход на сайт
или