3D-чтение

Что это означает? Зачем это вообще?

На эти и на многие другие вопросы я постараюсь дать исчерпывающие ответы в ряде статей, посвящённых этому новому подходу к чтению художественных книг. Я постараюсь начать плавно, издалека, и тем не менее особо затягивать не буду. Должен сказать, что моя задача — всего лишь ознакомить вас с этим новым (или не очень) явлением.

Я совершенно ни на чём не настаиваю, те, кому ближе обычное, традиционное чтение книг, те, кто не поймёт и не примет «3D-чтение», не проникнется этим оригинальным способом общения с книгой, те, для кого всё это будет «сложно», кому подобное ноу-хау покажется совершенно не нужным и даже мешающим тому чтению, к которому они привыкли, тем, вероятно, это и не нужно вовсе.

Это, разумеется, ни в коем случае не значит, что такие люди отстали от жизни и новых тенденций. Они, если можно так выразиться, своего рода консерваторы, обычный способ знакомства с книгой им ближе и это совершенно нормально.

Я даже допускаю возможность появления людей, которые, почитав мои статьи, покрутят пальцем у виска и назовут меня шизофреником. Осуждать их за это я не буду, каждый может иметь своё мнение, отличное от мнения автора этой статьи.

Тем не менее я считаю, что дело тут по большому счёту в банальной возможности, умении не просто включить свою фантазию, а вывести её на качественно новый уровень. Ведь ставить под сомнение сам факт участия фантазии и воображения в процессе чтения никому и в голову не придёт, верно же?

Итак, начнём!

Книга-Кино

С кого же начать, как не с самого себя.

Литература меня привлекала давно — ещё до моих серьёзных занятий музыкой. Я помню как лежал на балконе у бабушки и читал «Остров сокровищ» Стивенсона.

Я совсем не выдумываю, я не выбрал сейчас эту знаменитую книгу просто для того, чтобы украсить статью таким вымышленным историческим фактом. Совсем нет. Я действительно тогда читал роман Стивенсона и очень впечатлился.

Мне в то время исполнилось двенадцать лет и знаменитый мультфильм «Остров сокровищ», снятый в 1988-м году режиссёром Давидом Черкасским, уже успел стать всесоюзным хитом, а прекрасная музыка Владимира Быстрякова запала в душу как детям, так и взрослым.

Я читал Стивенсона, а в голове кружился известный мотив:

«Остров сокровищ!

Книжку про пиратов написал когда-то…

Остров сокровищ!..

Роберт Льюис Стивенсон!»

Эта музыка настолько проникла в мозг, что отделить её от книги было решительно невозможно. Так же невозможно, как уже невозможно существование книги Кира Булычёва «Гостья из будущего» отдельно от одноимённого фильма, снятого режиссёром Павлом Арсеновым в 1984-м году. Просто нереально читать книгу Булычёва и не слышать каким-то внутренним слухом легендарную музыку Евгения Крылатого, написанную специально для кинофильма. Это просто нереально!

Почему?

Потому что, во время чтения разыгрывается воображение, внутри нашего мозга не просто возникают всякие соответствующие картинки, нам показывают настоящий фильм. Мы сами являемся и его режиссёром, и оператором-постановщиком, человеком ответственным за подбор актёров, и, конечно же, самими актёрами. Ну, может, и не всеми актёрами — допустим, нередко мы представляем в роли тех или иных персонажей знакомых нам людей (соседей по площадке, коллег с работы, родственников).

Только сценарий, увы не наш. Его автором является сам писатель, предлагающий нам свою историю. Но на самом деле именно этот момент нас и устраивает как никогда, ведь если бы мы работали над сценарием сами, то нам попросту не было бы так интересно смотреть кино. Никакой неожиданности, никаких душевных эмоциональных встрясок мы бы не испытали, если бы знали наперёд весь сюжет истории.

Итак, воображение, нам крутит свой фильм. И фильм этот, как и любое другое полноценное кино, не может существовать без звука. Посмотрите любое кино, обратите внимание на музыку за кадром. Все значимые сцены, эпизоды всегда сопровождаются своими индивидуальными мелодиями. Какие-то сцены трагичные, какие-то полны драйва, бывают сцены эротические и так далее. Так и музыка, сопровождающая эти события на экране, абсолютно разная.

Мы, «снимая в голове своё кино», совсем обойтись без музыки тоже никак не может. Но по сути мы об этом и не думаем, ибо с помощью подсознания из недр нашей памяти невольно извлекается более или менее подходящий звуковой аккомпанемент. Автоматически штудируется огромная база музыкальных композиций, поп-песен, рок-баллад, когда-либо услышанных нами отрывков мюзиклов, опер, случайно подслушанных у прохожих рингтонов и так далее. В общем, в нашей памяти хранится чудовищных размеров музыкальная база, из которой подсознание и выбирает подходящее музыкальное оформление для нашего личного киношедевра.

Возможно, кто-то меня остановит, убеждая в том, что вот лично он, например, при чтении, может и рисует себе в воображении какие-либо картины (ну а как иначе?), но вот никакие музыки при этом он точно не слышит.

И это будет заблуждением! Заблуждением, которое, кстати, может и тяжело ранить писателя.

Объясняю. Автор, работая над текстом, каждый раз выстраивает фразы в определённом, нужном ему для повествования ритме, то накаляя его, то отпуская. Иногда оставляя его некоторое время неизменным, что держит читателя в напряжении, накаляет до тех пор, пока не происходит эмоциональный взрыв, после чего обычно опять идёт накопление динамики, которое приводит к следующей эмоциональной точке, и так далее. То есть, в самом тексте изначально присутствует ритм, который невозможно не чувствовать при чтении. Именно ритм и является основой музыки. Понимаете, о чём я? В литературном произведении музыка заложена писателем изначально и чем он талантливее, тем и ярче его музыка. Попробуйте сказать автору, что в его тесте «отсутствует» или «хромает» ритм, посмотрите при этом на его реакцию…

Наше воображение так или иначе воспринимает художественный текст как нечто, обладающее ритмом, который и ложится в основу воображаемой нами музыки.

Можно, конечно, упереться рогом, утверждая, что «всё равно никакой музыки при чтении моё воображение мне не проигрывает».

Многие считают, что взрослый человек уже не способен развить воображение, если, так сказать, не научился вовремя, с детства.

Это полная чушь.

Воображение — это то, что поддаётся тренировке. Существует очень много методик развития воображения у детей дошкольного, школьного возраста, и подростков. Человеку взрослому тоже можно помочь «встрепенуть» своё воображение, дать ему небольшой, но эффектный толчок, после которого описанная в книге история неожиданно обретает объём, возникает эффект полного «присутствия в книге».

Такое чтение, при котором повествование как бы «раскрашивается музыкальными красками», я и назвал «3D-чтением» (по примеру с технологией объёмного изображения «3D», давно используемой в создании современных художественных фильмов). При таком чтении так же возникает эффект присутствия, полного погружения в «ваш фильм».

Почему все ранние мои саундтреки

НЕ ГОДЯТСЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ КНИГ?

Тут как раз всё очень просто.

Я написал 248 саундтреков к книгам, но ни один из них не был написан для чтения. Такой задачи просто напросто не стояло изначально.

Все мои треки изначально являются самостоятельными художественными произведениями.

Это своеобразное музыкальное приложение к книге, воспринимать которое следует не одновременно со знакомством с книгой, а после его. Это, если хотите, переложение текста в музыкальную форму.

Каждая такая работа создана под впечатлением от книги. Каждая музыкальная тема трека, каждая его часть, каждая эмоция, заложенная в партию любого инструмента, — всё это не что иное, как «музыкальный слепок» какой-либо из сцен книги. Тут каждый звук взят под влиянием текста.

Музыкальные голоса в моих композициях разговаривают как отдельно, так и вместе с другими голосами. Одни звуки уходят, им на смену приходят другие, несущие уже контрастное, по отношению к предыдущим звукам, настроение. Надо понимать, что это целое повествование, которое требует отдельного сосредоточенного внимания. Этот мир звуков — отражение романа.

Как вы понимаете, чтение книги само по себе не просто забирает внимание, можно сказать, что читающий человек полностью отключается от мира. Он живёт в книге и уже не будет отвлекаться ни на какую-то музыку. Многие люди вообще могут читать исключительно в тишине, когда решительно ничего не мешает. Так что музыка может помешать сосредоточиться.

Тогда у вас возникнет резонный вопрос: так какого рожна вообще заводить разговор о музыке, если она может мешать чтению?!

Музыка может и наоборот здорово помочь в восприятии художественного текста! И это ещё очень мягко сказано.

Тут всё дело в самой музыке, в том, как она создана.

Если при сочинении композиции не использовать ярко-выраженных сольных партий с обилием мелких ритмических фигур, броских неожиданных и вызывающих тембров, часто меняющихся разнообразных барабанных ритмов, если не сочинять переплетающихся между собой сложных контрапунктов, если не создавать чрезмерно плотное звуковое полотно, для восприятия которого необходимо отдельное внимание, если действовать наоборот — пытаться создать «тёплую» и комфортную музыкальную атмосферу, эмоционально соответствующую происходящим в книге событиям — то в этом случае есть шанс того, что подобная музыка не только не помешает чтению, но и сможет дополнить картину, мягко подтолкнёт ваше воображение и события романа неожиданно обретут приятный объём и глубину. Можно назвать такое определённым «спецэффектом». Глаза воспринимают текст, воображение рисует определённые соответствующие картины, а уши воспринимают звуки, которые не просто добавляют всей этой картине атмосферы — музыка даст книге новое измерение, новое пространство.

Представьте, что вы сидите перед телевизором и смотрите художественный фильм. А теперь возьмите пульт дистанционного управления и нажмите кнопку «mute».

Что при этом произошло?

Пропал звук?

Вы точно уверены, что пропал только звук?..

Одним нажатием кнопки фильм словно осиротел, всё исчезло — и голоса со своими неповторимыми интонациями, и посторонние звуки (эмбиент), дающие атмосферу каждой сцене.

Чтение нового уровня

Можно ещё очень долго рассказывать о преимуществах саундтреков, написанных специально для чтения книг, но лучше всего просто показать вам как на самом деле происходит «3D-чтение». Нужно, чтобы вы сами попробовали чтение такого формата и сформировали своё личное мнение.

Для этого я подготовил несколько примеров композиций. Книги были выбраны абсолютно произвольно. Здесь я руководствовался лишь одним — нужны были контрастные литературные жанры, так как вкусы у читателей абсолютно разные, а познакомить с новым форматом чтения хочется как можно больше людей.

Примеров, как я уже сказал, у меня несколько, но сегодня я покажу вам только один из них. Пусть «вкусненького» будет по чуть-чуть. Остальные примеры я обязательно покажу в следующих статьях.

Итак, я предлагаю вам почитать книгу Рината Валиуллина, моего хорошего друга из Питера. Книга называется «D’РИМ». Это умная и своеобразная проза, завязанная на интересных филологических приёмах. Очень чувственная и по-настоящему вкусная книга.

Читаем! Инструкция по применению «3D-чтения»!

Итак, начнём!

Схема действий проста:

1) Садитесь поудобнее, поставьте перед собой чашечку бодрящего кофе или чая (например, я с недавнего времени предпочитаю зелёный);

2) Включите саундтрек с маркировкой «3D-чтение» на зацикленное повторение (репит). Важно, чтобы громкость его звучания была для вас комфортной (не забывайте, что музыка в данном случае является лишь фоном для чтения, громко её включать не следует!);

3) При первых звуках трека закройте глаза и про себя проговорите: «Спасибо тебе, композитор!» Будьте уверены, он, вне всякого сомнения, ментально и моментально услышит вас и это безусловно вдохновит его на новые работы;

4) Откройте книгу и начните читать.

Внимание! Не пытайтесь специально слушать музыку, не отвлекайтесь на неё сами (она сама вас точно ничем не отвлечёт). Не ждите специально никакого эффекта.

Сосредоточьтесь только на книге! Только в этом случае музыка сама станет вашим верным спутником, когда вы начнёте своё новое незабываемое литературное путешествие!..

Примечание: пункт 3 можно, конечно, пропустить, но помните, что в этом случае ангел-хранитель (и по совместительству PR-менеджер) композитора Гучкова в непреодолимой истерике бьётся головой о небесный свод.

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий
Следующий пост

Погружение в книгу.

Многие люди, как писатели, так и читатели, считают, что создание саундтрека к книге — это процесс как бы отдельный от самой книги, то есть можно и не читать, собственно, книгу для того, чтобы писать саундтрек к ней.Это, конечно, полный бред. Тогда ка...
583