9 писательских уроков, которые я извлекла в 2023

Подведу свои писательские итоги 2023 в необычном формате: какие уроки я извлекла как писатель в этом году.

 

1. Текст от первого лица может характеризовать персонажа ХУЖЕ, чем текст о нем же от третьего лица (урок от повести "Грэхард").

Возможно, это наивно, но я реально думала, что текст от первого лица всегда лучше погружает в психологию персонажа и более полно и объективно характеризует его, чем текст от третьего. Но в этом году я столкнулась с ситуацией, когда попытка написать текст от первого лица рождала совершенно лживое и неадекватное представление о персонаже. Предполагаю, что такое может случиться тогда, когда персонаж склонен к самообману, когда перс предпочитает игнорировать реальность и жить в своих фантазиях, когда у перса неадекватные представления о самом себе.

В моем случае - я пыталась написать от лица персонажа, который напрочь игнорирует то, что реальность расходится с его представлениями о ней, и упорно выстраивает в своих мыслях "свою реальность" с совершенно неадекватной оценкой как себя самого, так и окружающих. Когда я написала тот же текст от третьего лица - ситуация выправилась, и читателю стал гораздо больше понятен этот персонаж.

 

2. С романом как с диссертацией: вступление нужно писать в самом конце, когда весь остальной текст уже полностью готов (урок от романа "В поисках солнца").

Я и в целом-то начинаю выкладывать свои тексты после того, как они уже полностью дописаны, потому что после дописывания активно правлю романы по всей протяженности. Но тут у меня вышел совершенно новый опыт. Дописав роман, я полностью удалила две первые главы в нем - и написала их заново. Результат настолько меня порадовал, что я планирую впредь делать так всегда.

 

3. Жанр рассказа настолько синкретичен, что по построению ближе к поэзии, чем к прозе (урок от рассказа "Под Вифлеемской звездой").

В детстве я подходила к написанию рассказов так же, как к написанию романов: придумать идею, вывести из нее проблематику, на основе проблематики сформировать систему конфликтов, исходя из этой системы достроить систему образов, и связать эту систему образов сюжетом. Стоит ли говорить, что все мои детские и юношеские рассказы - это огромные незаконченные циклы?)))

В этом году я впервые попробовала иначе. Я сочинила рассказ так, как обычно сочиняю стихи: "поймала" чувство и текстом заставила это чувство "расцвести". Получилось нечто синкретичное и неразрывное; в таком рассказе невозможно выделить отдельно художественные элементы, потому что и идея, и проблематика, и конфликт, и персонажи и сюжет тут и есть одно. Очень любопытный опыт. Мне понравилось. Но сложно и требует особого типа вдохновения - как и сама поэзия.

 

4. Внутритекстовые дисклеймеры - годный прием, который приятен аудитории (урок от повести "Не овладеешь ветром").

Я писала довольно спорную и сложную в идейном плане повесть по типичному любовнороманному штампу "пират крадет красавицу". Мне, конечно, хотелось это сделать психологичным, и я дважды за время работы над текстом столкнулась с тем, что психологичность требует либо трагичной, либо смертельно скучной концовки. Поэтому оба раза я решила прямо в тексте написать "дисклеймер". Надо сказать, что я несколько волновалась, потому что не встречала такого у других авторов. Однако отклик аудитории был самым положительным. Так что я намотала на ус, что можно использовать такое и впредь))

 

5. Самая большая проблема длинной сцены, в которой задействовано десять активных персонажей, - бесконечные лексические повторы (урок от романа "В поисках солнца").

В одной из последних глав романа на 2 млн символов я собрала всю команду протагонистов, чтобы закрыть все связанные с ними ветки. У меня получилось 10 персонажей, которые постоянно куда-то смотрят, улыбаются, поднимают брови, пожимают плечами, поворачиваются друг к другу, ловят взгляды друг друга итд Нет, не подумайте, я чрезвычайно хороша в поиске ситуативных синонимов. Реально хороша, в ТТ у меня регулярно залетают мои видео на тему "чем заменить улыбнулся", и у меня там дофига неочевидных вариантов вроде "согрело сердце" или "шутка ободрила". Но у меня все равно постоянно возникали всевозможные повторы!

В общем, на будущее я сделала себе пометку, что сцены с таким количеством активных персонажей должны быть короткими. Потому что иначе ты задолбаешься придумывать десятый вариант для "возмутился")))

 

6. Чат ГПТ рулит как аналог гугла (урок от романа "В поисках солнца").

Довольно типичная для писателя ситуация, когда в роман нужно вставить пару слов о чем-то, но чтобы найти ту самую пару слов - нужно три часа лопатить матчасть. Недавно я пожаловалась на то, что опять потеряла кучу времени ради детали, которая в итоге в книгу не вошла, и мне другие писатели посоветовали начинать исследования матчасти с чата ГПТ. Его, конечно, нельзя принимать на веру, и все обязательно следует перепроверять, но базово он хотя бы подскажет, что гуглить.

В частности - мне нужна была какая-то деталь про устройство купажного цеха на парфюмерном заводе некой абстрактной исторической эпохи. Я спросила у чата, из чего делали баки для купажирования в XVI веке, он выдал мне отличное перечисление, из которого я выбрала подходящий мне материал (медь), загуглила, чтобы проверить, убедилась, что все норм, и вставила в диалог эту деталь.

 

7. Канва как инструмент для создания презентаций книг рулит (урок от повести "Спустя пять лет").

Мне было нечего делать, и я решила забабахать в Канве презентацию своей повести. Получилось безумно красиво. Привлекает больше внимания как в соцсетях, так и на самиздатах. Буду юзать и впредь.

 

8. К повестям у читателей меньше претензий, чем к романам (урок от повести "Сбежавшая принцесса").

Всегда получаю к своим романам море критики, написанной на почве расхождения читательских ожиданий с текстом. С повестями, к моему большому удивлению, такого не происходит. Видимо, от короткого чтения "на один присест" читатель и ждет немногого, поэтому и не разочаровывается.

Таким образом, писать повести - хороший способ продвинуть свое творчество. Читатель охотнее берется за повесть (потому что не боится потерять время впустую), менее критичен к ней (и ты уже выигрываешь пару очков в его глазах), и приходит к твоим романам уже лояльно настроенным к тебе.

 

9. Спойлеры рулят. Чем больше спойлеров дашь - тем больше читателей заманишь (урок от романа "В поисках солнца").

У нас как-то принято считать, что спойлеры - это плохо. И что "заманивать" читателей нужно красивым изложением завязки, желательно с загадкой, но точно - недосказанной и не раскрывающей вполне авторский замысел. Собственно, я всегда так и делала. Пока мне в ТТ не посыпались конкретные вопросы по моему роману, и я не стала снимать видюшки просто образцово-спойлерные (где полностью, до финала, пересказывалась та или иная ветка, где полностью раскрывалась эволюция образа, где полностью расписывалась сюжетная интрига). И я прифигела (культурнее не скажешь) от количества читателей, которые пошли и прочитали роман именно после того, как познакомились с каким-то махровым спойлером, который их очень заинтересовал.

Странно, что я так этому удивилась, потому что я сама принадлежу к категории людей, которые сперва прочтут все доступные спойлеры и комментарии - и только потом откроют книгу (не люблю сюрпризы, предпочитаю в нюансах и деталях заранее узнать все, что можно). Я не думала, что нас таких так много.

Вдохновленная этими результатами, я стала снимать спойлерные видео и по другим книгам - и на них тоже пошли читатели! Офигеть. Нужно будет, что ли, сделать на своем сайте еще и краткое содержание))

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий