А какие они, люди с Донбасса?
Путевые заметки о международном литературном фестивале «Звезды на Донбассом». Заметка Пятая.
Пожалуй, это был самый частый вопрос, который мне задавали после возвращения, поэтому решил один пост решил посвятить ответу на этот вопрос, хотя, честное слово, руки уже давно чешутся начать рассказывать о тех замечательных ребятах: певцах, поэтах, фантастах, с которым удалось познакомиться, пообщаться, поработать, попеть. Но о них в следующий раз.
И так, донбассцы, кто они, люди из страны угольных шахт и сказочных терриконов? ( (фр. terril conique — букв. конический породный отвал[2]) — отвал, искусственная возвышенность из обеднённых и пустых пород, извлечённых при подземной разработке месторождений угля и других полезных ископаемых, насыпь из отходов от различных производств и сжигания твёрдого топлива.
Люди, которые спускаются под землю, чтобы добыть энергию для жизни и тепла и обустраивающие свой собственный дом розами. Напоминаю, кто не знает, но Донецк – также называют «городом миллиона роз». Обращаю внимание, что речь пока идет о жителях Донецка, потому что еще есть жители Луганска, Мариуполя, Урзуфа, и у каждого и них своя особенная стать. Но сначала о Донецке.
Вообще, у меня знакомство с жителем Донецка началась еще в армии. Был у меня солдат из Донецка, по фамилии, не поверите, Жуликов. Запомнил его на всю жизнь. Потому что именно к нему, и только один раз мне пришлось применить «неуставные отношения». Находясь в наряде, я был дежурным по роте, сержантом, приказал ему мыть полы в казарме. Он почему-то решил, что не будет, и получить пинок сапогом (Каюсь, был не прав). Жуликов пошел жаловаться на меня командирам, нарвался на прапорщика Чуя, старого казака.
Он его внимательно выслушал, потом построил роту. Вызвал из строя Жуликова, и дал ему еще раз пинка, за то, что он не выполнил приказ командира. Жуликов все понял, и с тех пор мы с ним служили до самого моего дембеля в одной смене, вместе несли боевое дежурство на узле связи РВСН, и я его даже учил премудростями передачи сигналов на радиопередатчиках, так сказать, готовил свою смену.
А вторым моим знакомым дончанином была Анна Ревякина (https://vk.com/anna.revyakina) , русскоязычная поэтесса, член Союза писателей самопровозглашённой Донецкой Народной Республики и Союза писателей России. Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Международная экономика» Донецкого национального университета. Заместитель Председателя Общественной палаты ДНР (2019).
Ну, и как вы думаете, о чем я у нее спросил, когда мы вместе переходили таможенный пост в Новоазовске? Конечно, же о Жуликове. На что получил, конечно, же полный отлуп.
«Слушайте, Донецк миллионный город, неужели вы думаете, что мы все друг друга знаем?» Честно говоря, да, так думал, Москва же ведь большая деревня, и там все друг друга знают, значит и в Донецке такое возможно. В общем, посмеялись мы на этим и поехали дальше.
А что сказать об Анне? Умница, красавица, поэт, дизайнер одежды. Будь я женщиной, то обязательно бы имел в своем гардеробе шарфик «Донецкая весна», ну или «Вулканический агат», или «Великий блокпост». Впрочем, мужчины тоже они пойдут. Задумался, а не приобрести ли?
***
Третьим моим знакомым из Донецка был наш сопровождающий из пресс-службы 1 Донецкого армейского корпуса. Молодой парень, немного похожий на Шурика из «Кавказской пленницы» (у меня сложилась такая ассоциация, наверное, потому что в очках), красивый, высокий, подтянутый. До войны – студент.
Как мне показалось, мы с ним быстро нашли общий язык, потому что вместе трудимся в одной сфере, создаем контент, общаемся с представителями СМИ и общественности. Именно он нас снимал и позднее выкладывал ролики на каналах народной милиции ДНР (https://vk.com/unmdnr?w=wall-136400983_6184) . За что отдельное спасибо.
Но… дело не в этом. Как-то уже в конце разговорились, слово за слово, я уж не помню, о чем спросил, вроде того, каково это попасть под обстрел? Страшно ли. На что он ответил, что ему уже ничего не страшно. У него уже ШЕСТЬ контузий. Мама дорогая, шесть, раз попадал под артобстрел, как минимум. Я только и смог пожать ему еще раз руку. Что тут можно было сказать?
Собственно, вот такие они, дончане: упрямые, красивые, модные, задающие тон, несгибаемые.
А вот луганчане, они другие: они интеллигенция, элита и богэма! Именно так, богэма, с характерным южным говором. Им, вообще палец в рот не клади.
Если уж они замахиваются на что-то, то это непременно вопросы мирового масштаба, а если потрясают какие-то основы, то до основания. Ну, такое мнение у меня сложилось после общения с представителями этой породой железных людей: поэтом Еленой Заславской (https://vk.com/zaslavskaja.lena) и философом Ниной Ищенко (https://vk.com/ninaofterdingen ).
Что характерно, с Еленой я познакомился заочно. Еще где-то за два или три месяца до поездки на фестиваль, я делал себе плейлист из песен созвучных времени и в него практически сразу попали две песни группы «Зверобой»: «Едут-едут БТРы»( https://youtu.be/CX3CfaDuf_w) и «У призрачных границ непризнанных республик…», другое название «Благородный Дон» (https://youtu.be/VIDHuE9tH5k) Эти песни сразу стали моими хитами, через которые я хотел постичь суть того, что сейчас происходит на юге России. Я даже специально купил наушники, чтоб их слушать по дороге на работу и тренировки. Я нутром понимал, что эти песни были прямо из сердца Донбасса, с передовой, и написаны человеком, который видел все своими глазами и не просто видел, но и активно участвует во всех тектонических сдвигах эпохи. В первую очередь: словом, потому что сначала было слово. И именно, автор этих строк, тот, по кому наши потомки будут изучать нашу эпоху.
Представляете мое удивление, когда я только от Нины Ищенко, ее подруги, узнал, что за дама в шляпке и зеленом пальто передо мной сидит. Шок и трепет! А ведь мы еще сидели вместе на берегу моря, и, не побоюсь этого слова, загорали рядом, а позднее она посвятила мне стихотворение (https://dzen.ru/b/ZFehCJHL6jxk77Pi?share_to=link) .
Про Нину Ищенко я напишу еще отдельно, как дочитаю ее книгу «Борьба цивилизаций в «Отблесках Этерны». Сейчас скажу только, что это, пожалуй, первая философская попытка осмыслить происходящее с точки зрении философии и борьбы цивилизации, а некоторые ее выводы в буквальном смысле потрясают основы мироздания и цивилизации. С ней можно спорить и даже не соглашаться, но то, что она озвучила и чему придала словесные формы, дорогого стоят.
Только вдумайтесь: «Пограничный Донбасс в современных условиях оказался пространством реализации русской цивилизационной парадигмы. Донбасс стал местом, где на живых примерах показано, кто такие русские, как нужно жить и за что умирать. Какие бы решения ни принимались на политическом уровне, наша задача не меняется – Донбасс остается русским пограничьем. Здесь живется труднее, чем на других территориях, но поэты, писатели, философы и критики Донбасса все равно продолжают творить, создавать, осмыслять жизнь, делать ее полной и интересной.
В Донбассе начинает синтез дел и слов, повседневных действий множества людей, и философских концепций, литературных произведений, выражающих ценности фронтира и русской культуры, регулирующие поведение людей на границе и на большой земле».
В моем понимание: Донецк – это тактика, а Луганск – это стратегия современного миропонимания, это тот перекресток дорог, на который мы все вышли, и сейчас ищем в какую сторону и с каким багажом пойдем дальше.
Немного, о тех, кто не создает смыслов.
У меня не стояло задачи пообщаться, что называется с «простым народом», поэтому мои впечатления здесь не будут достаточно яркими: водитель автобуса, который нас возил, горничная на этаже пансионата, где мы жили, волонтер, с которым чаще всего пересекались.
Ну, про водителя, я уже писал. Как ни странно, даже он был весьма популярной личностью. Смотреть здесь: https://donetsk-news.ru/society/2022/06/28/20000.html Как ни странно, но он мне признался, что это был юмор. Ему написал товарищ, который уехал из Донецка, спросил: «Как там у вас дела?» А он решил пошутить, надел каску и бронежилет, и послал ему видео. Товарищ выложил его в сеть, и видюха неожиданно завирусила.
Горничная, Валентина Петровна, была от нас немного ошарашена. Она рассказала, что обычно в их пансионате отдыхают мамы с детьми. Дети же ложатся спать рано. От наших же полуночных посиделок она была немного в шоке, но мужественно все выдержала до конца.
Волонтер, кажется его зовут Никита, оказался будущим политологом, и легко вступил в спор в Евгенией Лифановой (https://vk.com/id102854133) по поводу коммунистического наследия. Надежная растет смена.
Остается только напомнить, что международный литературный фестиваль «Звезды над Донбассом» проходил под эгидой Общественной палаты ДНР при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Продолжение следует
#ЗнД #ПФКИ
P.S. По традиции порекламирую свои произведения:
Повесть: «Добровольцы: смерть была где-то рядом»: https://litmarket.ru/books/dobrovolcy-smert-byla-gde-to-ryadom На основе моей поездки на Донбасс в 2016 году.
Серия фантастических романов «Тайные коды русских наличников»: https://litmarket.ru/books/taynye-kody-russkih-nalichnikov
Самый счастливый сценария развития будущего в романе «Кодекс защитника», в бумажном виде заказать на Читай-город, на Литмаркете в сборнике "Законы Поединка"
Послушать песню «Чинарик» можно здесь: https://dzen.ru/video/watch/6274a788711d7b22e7dd5bad?share_to=link