А ты думал, в сказку попал?
Давайте сразу признаем: в большинстве своём мы предвзято относимся к славянскому фольклору.
Кельтские фейри или японские ёкаи - эти ребята вызывают уважение. Драконы, вампиры, ведьмы - все эти существа из западной популярной мифологии могут восприниматься не только как детские страшилки, но и как опасные монстры, заслужившие своё место во "взрослом" фэнтези.
Со славянской мифологией всё несколько хуже.
Давайте признаем, леший большинством людей воспринимается как старичок, обросший грибами (и, возможно, их переевший), домовой - как немытый карлик (зовут его обязательно Кузя), и разве что русалка кажется достаточно жуткой дамой, хорошо, что ещё и сексуальной - это немного повышает её возрастной рейтинг.
Нельзя винить нас за такое отношение: мы выросли на сказочных фильмах Роу и советских мультфильмах о домовёнке Кузе и прочей забавной, немного страшной, но в целом безобидной нечисти. Мало кто пытался показать нам, что дело может обстоять иначе (Гоголь машет нам ручкой, но даже его чертей-ведьм мы воспринимаем чуть ли не как милейших собутыльников).
И далее мы переходим к моей главной претензии к большей части романов, написанных в жанре - они продолжают играть по старым правилам. Авторы заигрывают с детской сказкой, не пытаясь переосмыслить её, разглядеть за Ягой с костяной ногой - проводника из мира живых в мир смертных, а за Кощеем и его золотом нечто большее, чем просто одинокого и очень богатого мужчину.
Богатыри - ребята классные, но былины имеют примерно то же отношение к реальности, что и благородные рыцари в сияющих доспехах. Фэнтези со славянскими мотивами, с русским колоритом рвёт все топы на западе, и у нас оно тоже встречается куда более доброжелательно, чем "отечественный товар". На это, конечно, немало причин (в том числе большее доверие к западным авторам), но есть два важных аспекта:
1. Западный читатель не предвзят к жанру, он не рос на сказочных фильмах о Яге, Кощее и Сивке-Бурке
2. Западный автор не вырос на советских сказочных фильмах, поэтому он смело кладёт славянскую мифологию на проторенную дорожку европейского "драконо-эльфийского" фэнтези - поэтому там отсутствует былинный напев, сказочная наивность и целомудренно добрые и благородные богатыри. Их герои - обычные неидеальные люди, а не персонажи-функции из сказок
Сейчас жанр славянского фэнтези набирает обороты, и книг появляется всё больше, выбор становится шире. Поэтому я посоветую читателю отбросить детские предрассудки, а автору забыть навязанные детские образы.
Окунитесь в славянскую мифологию, откройте её заново, как будто никогда не встречали прежде. Обещаю, она сможет вас удивить!