Агитбригада: Зачем? Когда? Как?


Путевые заметки о международном литературном фестивале «Звезды на Донбассом». Заметка Вторая.
Наверное, я старею… Начал просыпаться по ночам и, смотря в потолок, думать, вспоминать прошедшие события. Сегодня ночью в голове под утро крутились обрывки неоконченных концептуальных споров в номере пансионата «Азов» с одесским певцом Игорем Сиваком (https://vk.com/i.sivak) и московским бардом Антоном Трофимовым (https://vk.com/tanar1211) , философские беседы и взаимные подколки во время прогулок по Урзуфу с луганским поэтом Еленой Заславской (https://vk.com/zaslavskaja.lena) и луганским философом Ниной Ищенко (https://vk.com/ninaofterdingen).
О чем же мы спорили? Если коротко, то об агитбригадах… и их роли в современной гибридной войне. По крайней мере, я так понимал наши споры.
Агитбригад должно быть много
Сегодня уже нет никакого сомнения, что агитбригады нужны. Нужны стихи, песни, фильмы. Нужны и солдатам на передовой, и раненым бойцам в госпиталях, и мирным жителям на новых российских территориях. Нужны так же, как воздух, как боеприпасы, как гуманитарная помощь. Нужны, потому что в условиях тотального контроля интернета нашим противником, только живое русское слово, что называется переданное из уст в уста, может быть противопоставлено тому потоку лжи и фальши, который льется всем нам с экранов наших мобильных телефонов через различные месседжеры и соцсети. Я не говорю уж про ТВ, хотя и там происходит много странного.
Кажется, Черчилль сказал, что лучше потратить 5 миллионов фунтов стерлингов на листовки, чем один миллион на патроны. И ведь он был неглупым человеком! Мы же постоянно забываем об этом. И в итоге имеем, что имеем. А именно катастрофическую нехватку патриотического контента на душу населения.
О кино
Какие-то фильмы об СВО и Донбассе получились хорошими, а какие нет. Мои оппоненты уповали на качество продукта, я же давил на массовость, пусть даже в ущерб качеству.
Мои аргументы: вот сколько сейчас есть фильмов на эту тематику? Их же можно перечислись по пальцам на руках. А их должно быть не менее чем 365. Чтобы каждый день по фильму, а лучше по два, по песне, по стихотворению. И это должно быть не всплески энтузиастов, а план по валу. И каждое из произведений должно дойти до адресата, и хорошо бы не один раз. И вот тогда уже качество начнется выкристаллизовываться само по себе. А пока нужно радоваться каждому фильму, песне и стихотворению.
Переубедить мне никого не удалось, но рад хотя бы тем, что удалось озвучить свою позицию. Теперь, собственно, об агитбригаде.
Работа агитбригады
Для успешной работы ее необходимы: связь, транспорт, многофункциональность участников, разноплановость репертуара, звукоусиливающая автономная аппаратура, подготовленный заранее репертуар, договоренности с принимающей стороной, запасные варианты выступления и возвращения.
Связь: по возможности все участники агитбригады должны иметь телефоны, работающие в зоне СВО. В нашем случае речь идет о «Фениксе». Каждый участник должен знать всех членов агитбригады в лицо. Место сбора, чтобы иметь возможность туда добраться самостоятельно.
Транспорт: это должны быть, по возможности, широкие проходимые машины. Наиболее оптимальный вариант: один водитель и три артиста. Одно место для сопровождающего.
Многофункциональность: если работать с звуковой колонкой, то нужен тот, кто будет переключать треки, а значит, каждый участник помогает другому, а для этого нужно знать репертуар напарника. Если певец работает с гитарой, то нужно, как минимум, подержать микрофон перед певцом, если забыта/сломалась стойка. Также нужно быть готовым исполнять песни без микрофона.
Разноплановость: здесь подразумевается, что хорошо если в агитбригаде разные артисты разных жанров, которые исполняют по 2-3-4 песни. Кто-то поет авторские, кто-то советские, кто-то читает рэп, кто-то стихи. Хотя каждый из участников должен быть готов как спеть сольный концерт, так и ограничится одной песней. Именно поэтому, в команде важен лидер, условно назовем его конферансье, который составляет порядок выступлений и, собственно, сам репертуар. Об конферансье, также договариваться заранее.
При этом нужно быть готовым петь даже если нет отклика от зала. Из личного опыта, во второй день в центре зала сидела медсестра, которая никак не реагировала ни на один посыл. Видимо, что-то было личное.
Репертуар. Что петь людям? Самая больная тема, так как: что нужно петь бойцам не всегда понятно. Казалось бы, любая песня, спетая от души, должна дойти до сердца слушателя, но возникает мысль «… можно ли победить в битве, если на творчество вдохновляет культура противника?»
Вот что по этому поводу пишет Нина Ищенко, луганский философ, в своей книге «Борьба цивилизаций в «Отблесках Этерны»: «Цивилизационный капитал не коррелируется явно с военными успехами. Китай завоевывали неоднократно, но всякий раз завоеватели становились китайцами, и не китайцы становились монголами, чжурчженями или манжурами. Китай предлагает окружающим народам такую культурную ценность, что люди забывают себя и почитают за счастье стать китайцами. Это идеал общественной гармонии, которая санкционирована небесами, и участие в создании такой гармонии позволяет обрести смысл существования, как индивидуального, так и социального».
Применяя эту фразу в нынешней ситуации, слушателям нужно предлагать такую культурную ценность, чтобы они… почитали за счастье быть русскими. Правда надо понимать, что не каждая песня, спетая на русском языке, является русской по духу. Как пример, русская песня: «Я уеду жить в Лондон» думаю не будет принята раненым бойцами, а вот песня итальянских партизан «Бела чао», даже в переводе вполне подойдет.
И самое главное: мера. Опять же из личного опыта самый оптимальный размер концерта не более одного часа. Нужно иметь силы наступить себе на горло, даже если хочется петь, петь и петь. Лучше много небольших концертов в разных местах, чем один длинный в одном. Буду очень рад, если в комментариях, меня поправят или дополнят более опытные товарищи.
Безопасность: артисты должны быть трезвыми и подчиняться требованиям водителей, конферансье, сопровождающих. Справлять нужду заранее и не просить остановится на обочине.
Почитать о том, с чем могут столкнутся артисты на Донбассе можно также в моей повести: «Добровольцы: смерть была где-то рядом»: https://dzen.ru/suite/fa153bf0-57d5-426a-af3f-243468e..
Остается только добавить, что бесценный опыт действия агитбригад был получен во время участия в международном литературном фестивале «Звезды над Донбассом», который проходит со 2 по 8 мая 2023 года в городах Мариуполь, Донецк, Урзуф под эгидой Общественной палаты ДНР и при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.


Продолжение следует.
На фото: во время исполнения песни. Маленькая колонка на поясе, как запасной вариант музыкального сопровождения. Неплохо показала себя в автобусе для слаживания коллектива.
Белые ленточки на траве обозначают мины.
#ЗнД #ПФКИ

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий