Бабья доля. Матчасть про девятнадцатый век
Когда одна книга закончена, а на следующую готово все, кроме нужных автору впечатлений, автор выключает планшет, заряжает до упора пауэрбанк, кладет в рюкзак бутылку воды и отправляется догоняться.
(Один мудрый, но ехидный человек сейчас по телеграму подсказывает, что лестницы у меня, конечно, аутентичные, но вот читатели предъявляют "а где любовь", а я ему отвечаю — не надо учить меня коммерции, любовь есть у каждого, а лестницы у единиц! Так что поехали, сейчас я вам кое-что любопытное покажу.)
Маршрут: Коломна, музей Бабьей доли. Полтора часа от столицы, полчаса от вокзала пешком, и вот матчасть. Самое вкусное и необычное вы, конечно, увидите только в книге, это так, для представления, с чем придется иметь дело, как только автора устроит начало истории.
Практически талисман каждой женщины — прялка. Пуповину новорождённой перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали малышку крестной; клали прялку в колыбель девочки. В общем, кто жалуется на бесконечное количество фото чужих "годовасиков": это все память предков (а-ха-ха, разумеется, нет, просто людям нужны ритуалы, не спрашивайте почему).
Донце прялки вешали на стену как украшение избы.
Спрясть нить полдела, кстати, малышек начинали учить уже с пяти лет, а примерно в двенадцать лет, когда девочка уже "набивала руку", она садилась шить приданое. Если мне не изменяет память, то в приданое шло 6-10 комплектов одежды, не считая другого нужного текстиля, так что нет, не выдавали замуж девочек в 14 лет, они никому не нужны в 14 лет бесприданницами, своих "недоработниц" хватало в каждой семье, а вот годам к 18-20, когда в сундучке уже что-то накопится, можно и сватов заслать.
Ткацкий станок, самая простая модель. Имелся в кажой семье, даже нищей.
Готовая ткань. Узоры обычно ткали, не красили, отсюда их относительная простота (на вид, не в исполнении).
Готовое платье. Помимо сложного пошива, совершенно вручную, еще и украшения, поэтому просто представьте, сколько времени уходило на один комплект (на фото праздничная одежда). Вспомните, чем еще была занята женщина в деревне (всем), и примерно предположите, сколько лет требовалось на сундук с приданым.
Ах да, еще и мужика обшить! Тоже вручную.
На этом фото новодел, но не суть, подобных вышивок в приданом тоже имелось немало.
Подзоры, накидки, скатерти, все то, на что бабушки запрещали садиться и крахмалили до посинения. А теперь: с какой скоростью меняется жизнь сейчас, если бабушки 70-х годов прошлого века все это еще каким-то образом привнесли из века XIX, а бабушки тех, кому сейчас пять-шесть лет (то есть внучки бабушек семидесятых), понятия не имеют о консервации, вышивке и на даче предпочитают читать на планшете книжки или играть.
Лапти. Каюсь, не уточнила, какую обувь носили зимой, но сомневаюсь, что сапоги. Исправлюсь в книге.
Инсталляция. Здесь подсветка, конечно, а вообще бедная девушка довольно быстро сажала зрение. Вышивать при лучине — занятие не для слабонервных, но кто тогда заботился о бабьем здоровье? Главное родить побольше сыновей, а дальше, ну, подвернется мужу под горячую руку, так подвернется...
Вообще у меня была такая матчать, такая... Но вы ее не увидите, придется искать самим, если станет вдруг интересно из "недоговоренностей". Да, мне тоже безумно жаль, впрочем, "Ванька", "Спать хочется", умноженное на пять-десять степеней жути.
Здесь отлично видно все: скатерть, подзоры, полотенца. Посуда тоже входила в приданое (и оставалась собственностью жены), а вот еще! Кто-то знает, как делилось имущество супругов в Российской Империи XIX века и кто им распоряжался?
Ответьте мне на заковыристый вопрос (и получите промокод на выбор): каким образом дворяне (не только, но в основном они) спускали дочиста все приданое или имущество жены? На что спускали, понятно, балы и хруст французской булки, но каким образом, если режим имущества супругов был раздельный?
Любители СЛР, вам слово ^^