Балабанов показал бы Лавкрафту «Груз 200»

Я вас уже знакомил с работами Бориса Баширова, Mr.Finn from Kadath — ЗДЕСЬ — пришло время познакомиться с художником лично. 

×××

Художник из Уфы Борис Баширов известен в Сети под ником MrFinnFromKadath. Он сотрудничает с эзотерическим подпольем психокультуры «Катабазия», рисует афиши и обложки для крастовых групп и богомерзко славит тушью сомнамбулические миры Говарда Филлипса Лавкрафта. Мы просто не могли не познакомиться с таким прекрасным человеком поближе. Начали с иллюстраций к Лавкрафту, а закончили анархистской этикой Кропоткина. Присоединяйтесь к нашей беседе, но перед этим ознакомьтесь с работами автора в Instagram и на Behance.

Привет! По твоему нику, MrFinnFromKadath, нетрудно догадаться, что Говард Филлипс Лавкрафт для тебя значим. Чем именно?

Я не люблю Лавкрафта. Звучит по-идиотски, понимаю. Моё первое знакомство случилось достаточно поздно, на последних курсах универа. Фильм «Дагон». Вспоминаю его со смешанными чувствами признательности и отторжения. И только потом я прочитал рассказы. Негативные чувства у меня вызывает не сам автор, поскольку я с такими людьми общался и понимаю, почему они такие. Я не люблю Лавкрафта за саму выстроенную им структуру повествования своих произведений. Мне читать его крайне скучно. Принимаю его в микродозах. Но! — и это огромное «НО», - ГФЛ крут темами, которые мне очень близки. Сомнамбулический поиск неведомого Кадата. Тьма, что за порогом. Это настолько круто, насколько вообще возможно! ГФЛ — батя, папашка, дон Корлеоне всего такого хоррора. Но Алексей Балабанов бы ему ответил, что страшнее человека зверя нет, и показал бы «Груз 200».

Борис Баширов, он же MrFinnFromKadath

Ну что ж. Тогда начнём с самого начала. Расскажи о себе.

— Мне 36 лет, я родился в Уфе, но вырос в закрытом городке в уральских горах. Я взрослел на фоне лесных пейзажей. Они навсегда в моём сердце. Однажды меня пригласили принести свои работы на выставку. И больше не звали. Наверное, потому, что никто не ожидал от 13-летнего пацана копию «Сатурна, пожирающего своих детей» Гойи.

Рисовать начал раньше, чем говорить: абстракции на подушках, кубистические полотна на обоях. Я самоучка, и это видно. Все косяки в рисунке — ошибки самообучения, которые я с трудом исправляю. В Уфу переселился, когда поступил на специальность «инженер медико-биологических систем». Звучит круто. По факту — обслуживаю медоборудование.

Я ощущаю себя не на своём месте. Да, работаю, но изнутри давят творческие амбиции. Но большую часть времени я инженер, имеющий стабильный заработок. Стискиваю зубы и настраиваю сложную медтехнику. А потом рисую. И рисование приносит мне максимальное удовольствие, даёт свободу.

Кроме макабрических работ, Борис рисует медицинские и научные иллюстрации

Что для тебя визуальный хоррор?

Я всегда хотел вылезти дальше представлений о НЁХ с тентаклями. Но сам регулярно возвращаюсь к нему. Это меня расстраивает. Для себя я открыл жуткие сказки и мифы народов Сибири и Севера. Хочу проиллюстрировать марийские сказки. Кстати, это пришло ко мне с атмосферной блэк-музыкой и творчеством художников Теодора Киттельсена и Вани Журавлёва. Я хочу сотворить свою личную мифологию, близкую не хоррору, но сюрреализму и снам.

То, что ты самоучка, сильно мешает в живописи?

Определенный минус в этом есть. Сложно самому подмечать ошибки анатомии, технические и методологические. Сложно работать одному. Я это прекрасно осознаю, стараюсь исправлять. Мне очень помогает супруга. Ее советы ценные, все-таки она профессионально занимается дизайном. Но есть, конечно, и плюсы — свобода воображения и отсутствие страха перед высвобождением воображения.

Что тебя вдохновляет?

В моем воображении постоянно идет трансформация визуальных образов. Такой поток без остановки. И когда я рисую, мне достаточно просто начать рисовать: как игла проигрывателя садится на дорожку пластинки, так рука с пером садится на лист бумаги. И я транслирую. Влияют на этот поток музыка, книги и кино. Музыка в первую очередь, поскольку обладает ритмом. Музыка задает темп смены образов, насыщает эмоционально. Собственно, я управляю этим потоком, поскольку в момент рисования происходит работа эмоциональная и интеллектуальная. Образы не рождаются сами по себе в голове, они приходят. Помимо хоррор-иллюстраций, я обожаю таежные пейзажи, сплетение корней, ковры мха, каменные реки. Природа меня вдохновляет.

Эскиз для оформления альбома группы «Бесконечная зима»

Среди твоих работ выделяется галерея портретов деятелей анархизма. Ты «приравнял своё перо к штыку»?

Я не разделяю четких политических взглядов. Сочувствую анархизму или индивидуализму. Но осознаю их идеалистичность. Жизнь сложнее, связей между людьми больше, чем это предполагает каждая из обобщающих идеологий. Важным считаю возможность диалога между людьми. Необходимость договариваться. Принимать и нести ответственность за свои слова и поступки. В юности меня впечатлили истории жизни стоиков и «Размышления» Марка Аврелия. Я не могу сказать, что я стоик. Но для меня важно не делать никому того, чего не хотел бы себе. Стараюсь этого придерживаться. Осознавать причины своих и чужих поступков, принимать ответственность. Моя серия портретов анархистов началась не с анархистов, а со стоиков. Первыми я нарисовал Зенона, Эпиктета и Аврелия. За ними последовали анархисты (русские) и анархистки.

Портрет Эммы Гольдман

Кстати, один из моих личных кумиров — Пётр Кропоткин.

Мне кажется, Кропоткин понимал сущность свободы очень хорошо. Так же, как и понимал ограниченность политической идеологии анархизма, особенно в реализации. Но он писал о важности морального и этического в осознании и принятии свободы — как своей личной, так и других людей.

У меня нет четкой политической позиции. Но сложно быть в стороне от политических событий. Просто голосуя, ты уже проявляешь гражданскую позицию. Мои моральные принципы: осознавать причины своих и чужих действий, принимать ответственность за свои действия, не осуждать и принимать людей такими, какие они есть.

Среди наших читателей тоже много начинающих и непрофессиональных художников. Что бы ты им посоветовал?

Вкладывайтесь в свой профессиональный рост и не сомневайтесь. Если, конечно, есть цель профессионально заниматься иллюстрацией. Как любая деятельность, это не то, где ты выезжаешь на «таланте». Это деятельность, требующая внимания, сосредоточенности, понимания методологии и осознания того, чего ты хочешь от нее. У меня есть хороший друг, он бросил универ по специальности экономиста, осознав себя концепт-дизайнером: вложился на 150%, буквально. Я рукоплещу его отдаче. Так что в итоге мой совет сводится к одной фразе: максимально отдаться деятельности, чтобы она приносила плоды.

Людвиг из игры Bloodbourne

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий