Брендон Сандерсон, или о джордановой болезни

В рассказе о моём знакомстве с творчеством этого автора без предисловия не обойтись. Так вот…

Сто тысяч лет назад, когда-то в 90-х, я купил первый том из цикла «Колесо времени» Роберта Джордана. И – попал. Затянуло как в омут. С головой. Это, без сомнения – великое фэнтези. Такой мир, из которого не хочется уходить.

Годы тянулись один за другим, цикл писался настолько медленно, что уже надежда начинала таять, что когда-нибудь мы узнаем, что произошло дальше. Сюжет был неровный, иногда – невразумительный, некоторые книги вообще непонятно зачем были написаны, ибо в них, по сути, ничего не происходило, длинные описания одежды и всякие разговоры утомляли до раздражения и откровенной скуки, но… повторюсь, мир был так прекрасен и интересен, что несмотря на все минусы и проколы, он затягивал и завораживал.

Эпопея насчитывала уже более десятка толстенных томов, когда вдруг в 2007 году пришло извести о смерти Джордана. Это была катастрофа. Мы ничего и никогда не узнаем.

Правда, вскорости было объявлено, что сохранились черновики, и вдова Джордана на пару с его издателем нашли некоего малоизвестного автора, который сможет закончить «Колесо времени».

Я пожал плечами: «Ну-с, посмотрим».

Пару лет назад, с достоверностью узнав о том, что «Колесо» наконец-то завершено, я принялся перечитывать всё с начала, чтобы освежить события в памяти. Так состоялось моё знакомство с Брэндоном Сандерсоном, автором последних 3-х, кажется, томов цикла.

Это было блестяще. Уже к середине первой книги, написанной Сандерсоном, я позволил себе расслабиться и просто получать удовольствие. Это был язык и мир Джордана, но без недостатков Джордана. Эпопея получила достойнейшее завершение.

Но о «Колесе времени» как-нибудь в другой раз. Главное здесь то, что я отметил Сандерсона и решил ознакомиться с его творчеством.

Первым прочитанным циклом были «Рождённые туманом».

Начатые с энтузиазмом и законченные с лёгким раздражением. Язык хорош, сюжет хорош, всё вроде бы хорошо, но не оставляло ощущение, что сюжета много больше, чем фэнтезийного мира.

Ведь почему мы читаем фэнтези? Это – сказка, это – наркотик, позволяющий уйти, хотя бы на время, от тягомотины и скуки современной реальности. В «Рождённых» этого не было. Иногда мне даже казалось, что это не роман, а этакий развёрнутый сценарий для боевичка в фэнтезийном антураже. Более всего не понравилась картонность персонажей. Настолько плохо ощущаемых, что даже смерть главных героев не вызвала никаких эмоций. Только одна мысль: ну, и слава богам, что эта история закончилась. Я уж даже подумал, что Брэндон Сандерсон горазд только на вторых ролях.

Однако же список талантливых авторов фэнтези не настолько богат, чтобы разбрасываться возможностями. Сандерсон пишет красиво, богато, баланс в книгах прекрасный, и я решился на попытку номер два. Другой его цикл под названием «Архив Буресвета». Или «Штормсвета» в другом переводе.

Прочитал первые два толстенных тома, и пришёл в восторг.

Это – пятёрка. Твёрдая, потрясающая «пятёрка», как научная работа, за которую раньше (когда формализма было много меньше) сразу давали доктора наук. Конечно, в моём списке Роберт Джордан всегда останется номером 1, несмотря на все косяки и неровности его книг, но Сандерсон – это талант плюс профессионализм. И это не просто “эпическое фэнтези”. Это – Роман с большой буквы. Мир, конфликты, портреты, персонажи  – всё достоверно и притягивает. И женские персонажи в особенности. Ведь мы привыкли уже к тому, что обычно в эпике женщинам достаются всего лишь второстепенные роли. Но не здесь. В них влюбляешься.

Прекрасный сплав высокого и низкого фэнтези.

С нетерпением ждал продолжения. Ждал не особо долго, так как Сандерсон пишет очень быстро. И 3-я книга под названием «Давший клятву» (невероятно объёмная, в бумажном варианте в двух толстых томах) вышла в прошлом году.

Не так давно дочитал. Вернее, домучал.

Ибо это - «Джорданова болезнь» в чистом виде.

Насколько хороши первые две книги, настолько же плоха третья. Очень затянутая, с болотами философических размышлений, бесконечных флешбэков, которые ничего не прибавляют ни к сюжету, ни к характерам героев, ни к прорисовке мира (просто рассказать, чтобы рассказать), с минимумом динамики, разговорами ради разговоров, повторами того, что и так давно известно, и – с остановившимися во времени персонажами.

За Каладином и Шаллан, например, очень интересно было наблюдать, следить за их эволюцией, внутренним развитием, обретением новых знаний и способностей. Но в конце 2-го тома они остановились. Всё, типа, развились дальше некуда. Каладин, превратившись в «сияющего рыцаря», продолжает бесконечно летать и призывать своё удивительное оружие в разных видах и легко восстанавливаться после смертельных ран. Шаллан пачками творит новые иллюзии, и она теперь тоже неубиваема. Ну, и т.д. Герои превратились в картонки, передвигающиеся по миру. Перелистываешь страничку, видишь – новая глава про Далинара, и внутренне материшься. Вангуешь: сто пудов, будет опять про его переживания (сколько народу загубил я, порезал) и снова по стопятьсотому разу попадание в прошлое. Так и есть: предчувствия ни разу не обманули.

Даже эпохальная битва, развернувшаяся в конце книги, превратилась в длиннющую эпохальную скуку. Каладин летает, Шаллан колдует образы, Далинар страдает и т.п. Там много персонажей, и все они делают одно и то же, всё то же самое, что делали во втором томе.

В общем, увы. Вода, бесконечная вода и болото, многие страницы хочется просто пролистнуть, потому что заполнены они словесной шелухой. Предполагается, что будет ещё и окончание «Архива», но я уже не уверен, что буду дочитывать, настолько эта унылая тягомотина завязла в зубах.

К великому сожалению.

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий