"Часто, чтобы написать свою книгу, нужно..."

Надежда Салтанова, автор исторического детектива «А в чаше — яд», о котором мы рассказали в 66 выпуске, перечитала кучу художественной литературы по теме, желая детально и достоверно воссоздать жизнь и быт Константинополя времён Императора Константина Багрянородного и соправителя Романа Лакапина (10 век н.э.). А потом ещё и несколько справочников по лекарственным травам, ведь главная героиня романа — аптекарша.

Поговорили с Надеждой Салтановой о книге, о писательстве и о дальнейших творческих планах.

В чем главная идея, которую вы вкладывали в книгу?

Честно говоря, я не хочу навязывать читателям свои идею. Я думаю, в каждой книге читатель находит что-то свое. Мне самой в этой книге очень отзывалась мысль, что женщине в средневековом мире жилось очень сложно, но героиня преодолевала себя, устои, трудности и неспешно добивалась своих целей. Ведь даже сейчас женщине довольно трудно, скажем, вести собственный бизнес, быть на руководящей должности, даже писать книги женщинам сложнее, чем мужчинам, из-за их социальной роли. Ведь быт семьи в основном возложен на женщину. 

Когда и как к вам пришёл сюжет?

Сюжет на самом деле пришел вместе с интересом к Византии, которым меня увлекли мои друзья. И сначала это была просто набросок истории аптекарши из Константинополя, не имеющий еще сюжета и плана. А поскольку я зачитываюсь историческими детективами, то только детективный или хотя бы остросюжетный роман и должен был из этого вырасти.

С чем связан выбор именно этой эпохи? 

Эта эпоха довольно неплохо описана в разных художественных произведениях. Но я не встречала описания с точки зрения простой горожанки, где был бы показан быт, отношения людей и сам город не из окон императорского дворца. Кроме того, это была эпоха экономического и политического процветания в Византии.

Какие герои — ваши любимчики и почему?

Всех люблю нежно. Пожалуй, мне нравится Галактион с его смелостью и желанием спасти друга. Нравится Гликерия, которая не полезет за словом в карман и имеет собственное мнение. Даже Никон с его неумелой влюбленностью в Нину очень мил. Еще мне очень нравится Ариста, хочу ей дать побольше свободы в продолжении. 

b296a00011021c33f03f8.png

Кто из реальных исторических личностей засветился в книге? 

Василий Лакапин (Ноф), бастард предыдущего императора Романа Лакапина. Это очень интересная историческая фигура, благодаря своему уму и умению плести интриги он стал первым министром и советчиком у двух императоров. Император Константин Багрянородный, императрица Елена Лакапина, их сын и соправитель императора Роман – реальные персонажи. А также знаменитый генерал Иоанн Куркуас, перед кем я чувствую себя немного виноватой. Я сделала его в книге заговорщиком и потенциальным убийцей, хотя на самом деле исторической информации о нем после 946 года не сохранилось. И вся история с покушением на императора и наследника выдумана и полностью на моей совести.

В книге много рецептов, которыми пользуется главная героиня аптекарша Нина. Какие источники вы использовали? 

Мне пришлось прочитать несколько справочников по лекарственным травам, кроме того, еще в годы учебы я брала класс по биохимии лекарственных трав. Пыталась раздобыть переводы оригиналов древних трактатов по лечению, такие, как справочник Галена или Александра из Тралла. Но пока безуспешно, буду искать дальше. Но я не рекомендую пользоваться для лечения рецептами из аптекарской тетради Нины Кориарис :). За грамотным лечением следует обращаться к дипломированным специалистам. К тому же не стоит забывать, что средневековые рецепты были порой очень экзотичны и использовали зачастую опасные или вредные вещества, хотя я такие рецепты в книгу не ставила. Некоторые косметические снадобья я пробовала сделать сама, если честно. Было интересно попробовать на себе маски и крема без консервантов и синтетических химических веществ.

Как вы собирали материал для книги в целом? Чем вдохновлялись?

Существует несколько замечательных специалистов по Византии, я читала их монографии, прочитала пару диссертаций, что смогла найти в интернете. Несколько книг удалось найти в библиотеке. Моей целью не было максимально реконструировать историю, это скорее детектив в исторических декорациях. Однако не хотелось при этом сделать какой-нибудь очевидный ляп. И, на самом деле, это очень увлекательно – узнавать про древнее общество, про производство шелка, про ювелирные украшения, про типы кораблей и строительство дворцов. 

Вы сами бывали в Константинополе (ныне Стамбуле), где происходит действие?

Да, я была там дважды, хотя и много лет назад. Должна сказать, что трудно представить тот древний и прекрасный Константинополь, глядя на современный Стамбул. Но, как и в любом старинном городе, появляется это волшебное ощущение, что ты прикасаешься к тайне истории, когда видишь обломки некогда великих и неприступных стен. Хочется дотронуться до камней и поверить, что когда-то этого же камня касалась рука человека, жившего больше тысячи лет назад. 

159087a417324f6fd3cad.png

Что для вас как для автора было самым сложным?

Самым сложным было выпустить книгу на суд читателей. И признаться друзьям и знакомым, что написала книгу. Но я зря боялась - получила огромную поддержку!

Будет ли продолжение? 

Да, работаю над продолжением. 

Как давно вы пишете? В каких жанрах?

Я начинающий писатель. Пишу в жанре детектива, но при этом продолжаю учиться. 

Пишете под реальным именем или под псевдонимом? Если второе, как он появился?

Салтанова – это псевдоним. Это фамилия моих бабушек по маминой линии. Салтановы были большой семьей – шесть сестер и один брат. В результате у меня немало двоюродных и троюродных братьев и сестер. Можно было бы уже свою деревню строить :).

Книги каких жанров читаете?

Я чаще всего читаю исторические детективы, но люблю самые разные жанры. Мне нравятся романы про взросление, люблю биографии, обожаю остросюжетную прозу. Ищу в любой книге некую обучающую компоненту. Пожалуй, не очень дружу с жанром фэнтези, хотя Мартин и Сапковский меня тоже покорили.

Кем мечтали стать в детстве? Кем стали в итоге? Или писательство — ваша основная работа?

Я по профессии – биолог, как и мечтала с детства. И я люблю свою работу. Хотя писательство затягивает. 

Какие авторы или книги стали примером для подражания?

У каждого автора есть чему поучиться. Я всегда читала много, и мне трудно сказать, кто из авторов пленил меня больше всего. Если говорить о жанре исторического детектива, то Николай Свечин своими детективами поставил планку очень высоко. И Далия Трускиновская. И Иван Любенко. Словом, много авторов, с кого можно брать пример. Буду учиться больше и тянуться выше :). 

Где вы учились писательству, если учились? Книги, лекции, курсы?

Прошла курс Ирины Гусинской, в результате которого написала первую книгу «А в чаше – яд». Потом взяла пару курсов в студии Бэнд, а сейчас учусь искусству детектива в писательской академии Антона Чижа. Учиться люблю, так что не собираюсь останавливаться и на этом. И учеба приносит не только знания, но и прекрасный круг талантливых друзей.

Как вы относитесь к увлечению писательством? Это работа или все же хобби?

Не могу назвать это хобби. Это скорее вторая работа, очень увлекательная и энергозатратная, хотя совсем не доходная. И здесь не доход главенствует. Получать обратную связь от читателей – это что-то совершенно волшебное. Чувствуешь связь с людьми, которые находятся за много тысяч километров. Эдакая смесь удивления и признательности за то, что читают, пишут отзывы, советуют друзьям. Ты чувствуешь, что подарила людям пару-тройку часов, когда они смогли пройтись по древним улицам, спуститься в подземный ход, противостоять злу и выйти победителями вместе с героиней книги. И вот это чувство, что сделано что-то правильное, не дает все бросить, спуститься в колодец самобичевания и уйти смотреть очередной сериал. 

Расскажите смешную/ поучительную/ интересную историю из вашей писательской жизни?

Вот такие вопросы всегда меня ставят в тупик. Сразу пропадают все возможные истории. Ну вот, пожалуй, одна, которая поможет читателям меня понять и простить, а начинающих авторов, возможно, вдохновит. 

Когда я начала писать, и книга уже имела более-менее четкий план, меня охватило отчаяние. Ну кто я такая, чтобы писать о Византии? Я же не историк, не медиевист. Даже не филолог! В общем, полное погружение в синдром самозванца, о-о-очень успешное. Но однажды утром я достала почту из ящика, а там местный музей прислал приглашение на выставку по Византии и Древнему Риму. И пошла я на выставку, и увидела вживую предметы, о которых читала и писала. И приняла это как пинок вселенной: не ной, сиди и пиши. 

Над чем работаете сейчас? Что в планах?

Продолжение истории про Нину – в работе. Планирую написать серию про нее в 4-5 книг. Если читатели поддержат и им будет интересно – Нина будет жить дальше. 

Кроме того, на Литрес я выложила пару коротких рассказов, тоже детективных - буду рада, если они понравятся читателям. 

С автором беседовала Зоя Ласкина.

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий
Вход на сайт
или