Человек человеку - моб

Человек человеку – моб

(Вячеслав Уточкин, Сергей Зыков, Таисия Севрюкова,

«Материя игры»)

          Мир за окном и в экране монитора стремительно меняется. Нейросети захватывают планету. Появляются и исчезают целые жанры, построенные на синтезе литературного творчества и компьютерной игры. Большая часть человечества предпочитает усваивать информацию в видеоформате, но кто-то еще по старинке читает. Династии и сериалы по Sims, которым отдала значительную часть жизни и рецензент, романы в жанрах литРПГ и реалРПГ… Популярность последних, казалось бы, пошла на спад, но кто-то продолжает работать в данном формате. Авторы «Материи игры» как раз из таких.

          Прежде мне уже приходилось писать обзоры на книги этого жанра («Временщик» Дмитрия Билика, трилогия «Черный дождь» Артема Скороходова), так что я была подготовлена к тому, что меня ждет. В обоих случаях мне интереснее были характер главного героя и отношения с другими персонажами, нежели сама по себе игровая часть. Мне все время казалось, что прокачка скиллов – это не столь важно, и книги такого направления недалеко ушли от традиционных приключенческих романов. Даже «Фальшивые зеркала» С. Лукьяненко уже эксплуатировали тему погружения в виртуальный мир, ну а современным авторам просто как-то неприлично было бы ее игнорировать… Поэтому предубеждения у меня не было (я и сама геймер, хотя предпочитаю стратегии и да, все тот же старые добрый Sims).

          Роман «Материя игры», с одной стороны, написан строго по канону (последовательная «прокачка» героев, задания-квесты, работа в игровой команде), а с другой стороны, существенно отличается от ранее прочитанных книг (прежде всего образом главного героя и нестандартностью морального выбора, который ему приходится делать).

          Итак, герой. Олег Савичев, успешный игровой продюсер, в разводе. Роман начинается со сцены, когда он стоит в пробке и от нечего делать предается рефлексии, размышляя о работе и личной жизни. Мне эта сценка показалась удачной, она позволяет проникнуться сочувствием к герою, привыкнуть к нему и посмотреть на мир его глазами. А вот дальше начинается какой-то трэш. Голосовой помощник Алиса выдает нестандартные указания, водители на дороге превращаются в каких-то мутантов, деревья оживают… Искаженный мир становится местом, малопригодным для жизни, только для выживания. Олег заезжает на заправку, вступает в бой с мутировавшим работягой, летит кровь, кишки ну и все прочее… Тут я начала зевать, подумав, что дальше будет очень скучно. Сцена на заправке очень напоминала какой-то малобюджетный ужастик (не люблю ужастики, почти всегда засыпаю).

          К счастью, я ошиблась. Сюжет развивался предсказуемо, но через пару глав текст стал приобретать черты психологической прозы, и глаза мои начали разгораться. Олег встретился с другом детства, Алексом, подобрал одиноко блуждающего в новых жутких реалиях подростка Кешу и недавно вылезшую из пещеры спелеотуристку Яну… На Яну очевидно положили глаз оба героя (Олег и его школьный товарищ), наметился конфликт. Дальше к команде присоединяется старый дед, снайпер на пенсии, и юная косплеерша с цветными волосами… Сюжет катился все бодрее и бодрее, герои сопротивлялись новой реальности, но не отказывались от прокачки. А Олег…

          Да, Олег. Он стал лидером этой команды.

          Он был единственным, кто действительно понимал, что происходит. И не просто понимал, а был способен адекватно реагировать на вызовы времени. Пригодился его опыт работы в гейм-дизайне, опыт руководителя. Сплачивая еще вчера чужих друг для друга людей, он берет за них ответственность. И это очень важная тема. На примере главного героя авторы еще раз убедительно показали: интеллект бьет силу. Во всяком случае в современном мире.

          Олег, показавшийся мне поначалу милым, трогательных ботаником, таким Шуриком наших дней, очень скоро приобретает черты древнего ящера, нервно бьющего хвостом оскорбленного самолюбия. Он ведет себя с холодной рассудительностью маньяка, дорвавшегося до власти. Куда там Раскольникову с его наполеоновским комплексом. У Олега не стоят в глазах ни зарубленные старушки, ни кровавые мальчики. Разрешение на убийство он дал себе очень быстро, естественно и легко… так, как будто всю жизнь только этого и ждал.

          А вот его команда ведет себя совсем иначе. Добродушный здоровяк Алекс против лишней жестокости и ненужных убийств. Рыжеволосая любительница подземелий Яна против. Даже дед-снайпер высказывается в духе «ты главное человека в себе не потеряй».

          Раз за разом авторы ставят героя перед выбором: быть или не быть? Убивать или не убивать? Сражаться или попробовать «слить квест»? И раз за разом Олег дает один и тот же ответ. Быть. Конечно же, быть. Только так.

          Но озадачивает набор квестов, которые дает игра. Все они (за исключением эпизода с электростанцией, куда в итоге запускают новых сотрудников), в общем, направлены на выживание и довольно банальную «зачистку». А под конец и вовсе приобретают характер какого-то вселенского зла… Никаких там спасений котят и девиц в беде, перевода старушек через дорогу и даже банального воровства ценных предметов. То есть сам характер игровых действий достаточно ограниченный и банальный.

          Мир, созданный Игрой, ужасен. Жить в нем не захочется, я думаю, ни одному нормальному человеку. В этом мире нет места не только слабым… но и просто добрым. Сохраняющим какую-то веру в идеалы гуманизма и терпимости.

          Закончив чтение, я задалась вопросом: а зачем вообще была написана эта книга? Кроме как удовольствия и славы. Зачем… и о чем?

          И возникло у меня одно предположение, которым я рискну поделиться.

          Это вообще не про искусственный интеллект и вторжение инопланетян.

          Книга не об этом.

          Это про чудовищную конкуренцию в профессиональном мире, мире высоких доходов, мире мегаполиса. Человек человеку – волк. Не мы, так нас. Нельзя жалеть конкурентов. Вообще никого кроме «своих», членов своей команды, своего коллектива, жалеть нельзя.

          Эта мысль не прописывается прямо, но она звучит логичным выводом из тех ситуаций, в которые попадают герои. Звучит с каждым разом все сильнее, к финалу достигая мощи органа.

          Никому нельзя верить! Никого нельзя жалеть!

          А придушенная совесть по-гоголевски пищит «Я брат твой»… Слезящимися глазами Акакия Акакиевича робко взирает на осатаневшего героя. Слабенькими лапками скребется по стеклу.

          Человек, воспитанный в христианской культуре, долго так не сможет.

          Сколько ни убеждай себя, что те, кто должны быть уничтожены, не люди, просто «неписи», совесть не обманешь. Ну и ответка прилетит рано или поздно, конечно. Неврозами, кошмарами, депрессией…

          Человек человеку – не волк. И не непись…

          Подытоживая, можно сказать, что получился интересный и очень неоднозначный роман. Судя по всему, первый из цикла (что жаль, слишком много серий оказывается недописанными, так, что не хочется уже с ними связываться). Видна профессиональная редактура. На весь текст у меня набралась всего парочка стилистических замечаний. Персонажи прописаны убедительно. Мир чудовищен, но правдоподобен. Сюжет развивается логично, бодро, с постепенным ускорением к финалу.

          Вопрос о том, что будет с Родиной и Олегом Савичевым, остается открытым. Но мне почему-то хочется ему посочувствовать.

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий