Человек-паук: о графическом романе «Трансметрополитен»

Итак, сегодня поговорим о графическом романе Уоррена Эллиса «Трансметрополитен» (1997-2002). Что хотите со мной делайте, но это моя любовь на века. Детализированный мир посткиберпанка, харизматичный главный герой, треш, угар и… Но обо всем по порядку.

Официального издания «Трансмета» на русском не было, до сей поры существовали только два любительских перевода, и не сказать, чтобы очень хороших. В одном отсутствовала нецензурная лексика, а это убивало половину антуража. В другом мат оставался на месте, но зато было полно корявостей. Если у вас есть возможность читать его на английском – do it! Вообще, жаль, что так сложилось, я бы с удовольствием заполучила качественную печатную версию этого шедевра.

UPD: Решила проверить, точно ли его не выпускали на русском, и о чудо! Оказывается, официальное издание «Трансметрополитен» должно вот-вот выйти в издательстве «Азбука»! Посмотрим, что там с переводом, но вот сигаретку Спайдера на обложке убрали с помощью волшебства фотошопа. Законы Российской Федерации такие законы. Dura lex.

Итак, о чем, собственно, это творение. Скандальный журналист Спайдер Иерусалим живет отшельником в горах. Но пустой банковский счет и долг перед издательством, уже заплатившему ему за пять книг, вынуждают его покинуть убежище. Дело в том, что Спайдер – типичный гонзо-журналист, и написать книги без погружения в фактуру он просто-напросто не может. И приходится ему возвращаться в клоаку Города (за которым легко угадывается Нью-Йорк), чтобы вести свои расследования, а заодно искать материал для книг. И он просто с ноги врывается в любую опасную заварушку – от бунта трансаентов до самых грязных политических интриг, связанных с верхушкой власти.

И все это безобразие происходит в мире будущего, где сбылось почти все, о чем сейчас мечтают трансгуманисты, но ни к чему хорошему оно почему-то не привело (удивительно, да?). Мир все так же катится в пропасть, просто теперь он гораздо лучше оснащен технически. Конечно, сеттинг «Трансметрополитен» - это уже немного future-in-the-past (Бумажные газеты? Проводные телефоны?). Но, как в каждом хорошем произведении, там есть удачные детали, которые делают картинку. Мой любимец – это домашний ассемблер Спайдера, который должен послушно перерабатывать материю в заданные предметы, но он, подстать своему хозяину, выше всяких правил и ограничений. Поэтому он просто перманентно упарывается специальной наркотой для ИИ и создает всякую невообразимую… короче, довольно концептуальные вещи он создает.

Политическая повестка «Трансмета», как и «Хранителей» Алана Мура – это эпоха правления Никсона. Вообще, этот период американской истории послужил материалом для огромного числа художественных произведений. Думаю, что скоро нас ждет вторая такая волна, переосмысляющая эпоху правления Трампа. Но статус кво остается прежним, и «Трансмет» его обозначает предельно ясно. Нет никаких темных и светлых сил, хороших и плохих президентов. За улыбающейся маской политика-популиста скрывается все тот же хищный оскал. Убивший дракона сам становится им.

Ну и конечно же, «Трансметрополитен» не был бы собой без своего главного героя – Спайдера Иерусалима, праобразом которого послужил рок-стар американской журналистики, сам по себе культурное явление – Хантер Томпсон. В принципе, если почитать биографию Томпсона, то и придумывать ничего не надо. Достаточно нацепить на него красно-зеленые очки и запустить в жестокий посткиберпанковый мир – и события закрутятся сами. Я не нашла информации, как отнесся Хантер к своему двойнику (а «Трансмет» выходил тогда, когда он был еще жив). Может быть, он как следует поугорал. Может быть, он решил, что Спайдер недостаточно крут для такого дерьма. В конце концов, человек, проживший свою жизнь так, что любой фильм после такого кажется лишь жалкой пародией, имел на это право. Но в чем-то «Трансмтрополитен» предугадал его судьбу. В последнем томе Спайдер, уже победивший всех и вся, возвращается в свое горное логово и живет там со своими ассистентками. Он страдает от заболевания, чем-то напоминающего болезнь Альцгеймера, и шансы на выздоровление у него очень малы. Но финал намекает нам, что Спайдер и тут повертел всех на стволе пистолета-зажигалки. Буквально через пару лет после выхода последнего тома «Трансмета» Хантер Томпсон, страдающий от серьезного заболевания (и, кстати, женатый на своей ассистентке) вынесет себе мозги в своем кабинете. Джонни Депп самолично развеет его пепел из пушки на закате дня. Так что, кто кого еще повертел, Паучок.

Конечно, миры будущего, создаваемые писателями, имеют очень небольшой срок годности и устаревают так быстро, что становится непонятно – зачем их вообще создавать. Но самые мощные произведения фантастики были написаны не для того, чтобы предугадать будущее, а для того, чтобы переосмыслить настоящий момент. И «Трансметрополитен» справился с этой задачей просто блестяще.

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий