«Чучело», Владимир Железняков
Повесть Железнякова вышла в далёком 1978 году. Если кратко-современно, то её суть такова: девочка приехала жить и учиться к деду, а в школе жесть да абьюз, эдакий триллер, где почти всё как сейчас, а книга - хороша.
Главное в хорошей книге есть её универсальность. И в случае «Чучела» замени жигули-копейку на новую бэху-семёрку, синюю кожанку мамы Железной Кнопки на модный бренд, так поменяется лишь внешнее, а вот внутреннее останется. Люди-то не меняются.
Лена Бессольцева приехала к деду в Поволжье. У деда имелись ветеранская пенсия с удостоверением, память о пройдённой Войне и двух побегах из немецких концлагерей, старый дом от предка, крепостного художника и коллекция его же, художника, картин. А ещё много раз чиненные одежда с обувью и погоняло Заплаточник.
Лена, девочка добрая и доверчивая, получила прозвище Чучело, пыталась влиться в коллектив и вместе с ним работала за-ради поездки в Мск. Параллельно Лена влюбилась в отличника и примерного пионера Сомова, а когда Сомов сдал одноклассников-прогульщиков классной руководительнице - влюблённая дурочка взяла вину на себя. Тут-то и начинается основная часть триллера: буллинг на всю катушку, травля в виде модных шейминга с газлайтингом и прочие милые подростковые шалости.
Параллельно, пусть и пользуясь шаблонами, автор раскрывает грани человеческой сущности. Тут вам полный универсальный набор, имеющий место быть везде, где проживают людишки.
Рыжий - непутёвый сын матери-одиночки со своими комплексами из-за отца.
Миронова aka Железная Кнопка - принципиальная подрастающая Новодворская, трибун и комлидер, прям Сажи Умалатова.
Шмакова, - эталонная стерва-красотка, уже в пубертате отлично владеющая женско-медовыми ловушками.
Ейный, Шмаковой, бой-френд, совершенно не отдупляющий личного погружения, аки в трясину, во мрак, тлен, прах и пепел френдзоны.
Лохматый - здоровущий малый типа Илюшеньки Муромца, имеющий стержень и не имеющий вектора развития.
Васильев - клоун-омежка, редкостной мерзопаскости ферт, прогибающийся под всех, кто сильнее и ради чтоб не били - троллящий слабых.
И прочие ученички с ученицами, включая прошаренного упыря, сдающего кошек с собаками на шапки с муфтами.
Хорошая книга часто многослойна, и слои эти очень разные. В «Чучеле» подобные нюансы временами прямолинейны, но и книга-то для подростков, а их мир прост, поделен на белое с чёрным, своих и чужих, зло с добром и лишь начинает градации прочих цветов.
«Чучело» подаётся как книга, показывающая личностные изменения и учащая прощению с прочей любовью. Только с возрастом в такое не веришь и «Прости нас, Чучело!» на доске мелом... такая себе показуха и не более. Тем не менее - «Чучело» на самом деле учит. Книга Железникова поучает без назойливой духоты, требующей свежего воздуха. Её простота искренняя, как искренни слёзы героини, не понимающей жестокости сверстников и не принимающей темноты, обитающей в недавних светлых советских детях.
Любая декорация Стивена Кинга – Дерри, небольшой городок, прячущий в своих тенях уйму зла и редкие, как алмазы в навозе, крохи добра. Эти небольшие населённые пункты любимы Кингом, Симмонсом, Брэдбери и Мак-Каммоном, творцами настоящих тёмных книг. И, вот какое странное дело, если бы «Чучело» писалось бы сейчас, то кто знает – какой эта книга стала бы в результате?
Обладая настоящим талантом, а «Чучело» написана мастерски, талантливо и умеючи даже в работе с шаблонными персонажами, так вот – обладая настоящим талантом Железняков вполне мог бы написать нечто, пугающее в несколько иной плоскости. Но… Но всему своё время и место и остаётся радоваться книге, написанной так давно и всё также актуальной.
Почему оформление именно иллюстрациями Гальдяева? А вот так, потому как Гальдяев в своей экспрессии удивительно ловил характеры, прячущиеся за внешностью.