Даже в безнадежности всегда есть надежда

«Дневник Рыжего» Татьяны Грачевой – современная проза, мистика, детектив. Летняя книга о принятии себя, о желании жить, несмотря ни на что, и о любви. Детективная составляющая, на мой взгляд, отходит на дальний план, а вот мистическая и важна для сюжета, и подана в нужных пропорциях.

Причём начинается мистика ещё на подъезде, когда героиня не сразу находит дорогу в «зачарованное место». Как будто место это отводит глаза тем, кому сюда не надо. И это воспринимается как-то очень правильно и естественно, как сбывающиеся желания, гадания, ночные гости и сны. Грань между реальностью и мистическим размыта, как переход между цветами на акварельных рисунках.

Вообще мне кажется, этой истории подходит описание «даже в безнадежности всегда есть надежда». Она сама не давящая, несмотря на диагноз героини, а скорее солнечная, пусть даже иногда солнце заслоняют грозовые тучи.

Язык и герои. Живо и с юмором описаны юг, лето, герои из настоящего и прошлого: взрослая и серьёзная Наташа, незадачливый Рыжий с родителями, загадочные Зофья и Жак, молодые и старые жители деревни, вездесущий индюк. Последний эпизод с этим индюком, как по мне, вообще замечательный. Ещё один переломный момент для героини, пусть и небольшой.

Любовь здесь неловкая, нежданная и почти без физиологии, если это кому-то важно. Трогательная какая-то и значимая для самовосприятия героини. Полюбят её такую или нет? Что важнее, она сама или её внешний вид и заболевание? И для кого?

Взгляд в прошлое и знакомство с одним из героев через призму дневника тут тоже весьма удачны. Причём граница, опять же, размыта, и погрузившись в прошлое, читатель органично выныривает из него вместе с героиней, задумываясь подчас о том же, о чём и она.

На что похоже? Вообще меня преследовали поверхностные ассоциации с «Высокой водой венецианцев» Рубиной, с «Фламандской петлёй» Ильиной, о которой я писала у себя в вк, и с биографией самого автора. В первой истории героиня только узнаёт о том, что больна раком, но тоже уезжает прочь от привычной жизни. Вторая – летний деревенский детектив, тесно увязанный с событиями из прошлого, но совсем другой по сути: в нём больше активного расследования, накала и трагичности. Здесь же героиня как бы читает детектив в дневнике, достраивая события по современным источникам. О биографии же автора я знаю мало, но мне кажется, что «Дневник Рыжего» полон личных переживаний, пусть и переложенных на героиню с другой судьбой. Это добавляет ему достоверности.

А каким было лето в тех книгах, что читали вы?

С вами были Екатерина и «Котелок электронных чернил» :)

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий