Дело врачей-1921 год
Дело было в Ташкенте,столице Туркестанской Советской Республики...
Группа раненых красноармейцев из клиники профессора П.Ситковского пожаловалась в ЧК, что их лечат “неправильно”.
Так возникло едва ли не первое в истории советских карательных органов “дело врачей”.
Петерс распорядился арестовать всех медиков клиники и судить их на открытом процессе, причем, взялся выступить на нем как общественный обвинитель.
Судебный процесс состоялся во вместительном помещении танцевального зала кафе “Буфф”.
Зрителей впускали в зал по спецпропускам.
Предполагалось, что своей негодующей реакцией они поддержат обвинителя.
Соответствующим образом были подготовлены свидетели.
Для пущего эффекта Ситковского провели по улице под усиленным конвоем конной милиции.
Петерс обрушил на несчастного профессора громы и молнии, называя того “тайным белогвардейцем”, “вредителем, гноившим раненых героев революции”.
Приговор был предопределен заранее – высшая мера.
Запуганные свидетели давали показания в пользу обвинения.
Но вот слово получил эксперт – доктор медицины, профессор, священник Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, известный впоследствии как святитель-хирург Лука.
В достойной манере, простым, но образным языком Войно-Ясенецкий пояснил, что Ситковский использовал метод, практикуемый в мировой медицине при отсутствии нужных лекарств, и приводящий, как правило, к благоприятному исходу.
Шаг за шагом он разбивал все доводы обвинения, и постепенно склонил аудиторию, настроенную поначалу враждебно, на свою сторону.
Когда разгневанный Петерс в запальчивости выкрикнул, что “поп” по своему сану не имеет права “резать людей”, Войно-Ясенецкий ответил под одобрительный гул зала: “Мои операции спасают людей, а можете ли вы, гражданин обвинитель, сказать то же самое о своих “операциях”?”
Ташкентские врачи говорили позднее, что только мужество и выдержка Войно-Ясенецкого спасли профессора Ситковского и его коллег от неминуемой расправы.