💃 Детали или занудство: пригласим читателя на танец?

Приветствую, литературные гурманы и перелистыватели описаний! Сегодня я вскрою болезненный вопрос, заставляющий кровоточить сердца писателей: описывать или не описывать?

Признаюсь, я сама из тех авторов, кто пишет, а потом сидит с ножницами, истекая кровью при каждом удалённом абзаце. Я люблю детали, но... есть то самое "но", о котором мы все знаем.

Давайте посмотрим на обе стороны медали — одну заржавевшую, другую сияющую. Сравним, как одну и ту же сцену можно написать по-разному:

Вариант 1: Потенциальный триггер сонливости

"Я вышел из ванной комнаты, которая располагалась в подземном бункере. Ванная была не очень большая, но достаточно просторная, чтобы вместить меня. Пол был холодный. Я шёл по нему босиком. Мои ноги оставляли мокрые следы. Напротив ванной висело зеркало. Оно было прикреплено к стене на уровне моих глаз. Я направился к нему, чтобы посмотреть на себя."

Вариант 2: Приглашение в танец воображения

"На полу расплылись лужицы, оставленные босыми ногами. Путь пролегал к зеркалу у противоположной стены."

Почувствуйте разницу? Второй вариант создаёт кинематографический кадр, а не читает вам инструкцию по эксплуатации ванной комнаты.

А теперь из моих свежеотредактированных шедевров:

Могло быть:

"Я ударил кулаком по столу. Удар был такой силы, что стол треснул, несмотря на то, что был сделан из сверхпрочного материала. Бутылки, стоявшие на столе, зазвенели от удара."

Как есть:

"Мой кулак встретился со столом, разгоняя сетку микроскопических трещин на сверхпрочной светоотражающей поверхности. Бутылки испуганно звякнули и затаились."

Разве во втором варианте не слышно этого звона? Не видно этих трещин? Не чувствуется напряжения момента? И, что немаловажно, мы сэкономили кучу букв! 🎉

Вот ещё один образец:

Скучно:

"Она была злая. Лицо её покраснело от гнева. Она быстро отвернулась от меня, потому что не хотела показывать свои эмоции."

Вкусно:

"Пиратка вспыхнула почище лазерных прицелов Альмира. Взгляд стыдливо метнулся в противоположную сторону."

А вот образец душераздирающего сравнения из моей любимой сцены:

Без соли:

"Я был расстроен и разозлился. Голос Архаики был внутри меня и пытался заставить меня сделать что-то плохое. Мне было тяжело сопротивляться."

С перцем и специями:

"Тьма бесновалась, тянулась к Аргейз. Глаза девушки заволокло мутным багрянцем. Я будто увидел нас со стороны, в груди засаднило — клинок, вонзённый Эстар, снова проворачивался в ране."

Даже сцена обычного разговора может либо усыпить, либо увлечь:

Снотворное:

"Мы сидели за столом. Аргейз спросила, почему я ей не рассказывал о кошмарах. Я ответил, что справлялся раньше. Потом мы обсудили план."

Энергетик:

"Аргейз перегнулась через разделявшую нас столешницу и, понизив голос, спросила: — Почему раньше не говорил мне, что тьма мучает тебя кошмарами?
— До вчерашнего дня я справлялся, — неуверенно пожал плечами. — Она терзала душу, но никогда не касалась физической оболочки. Что-то изменилось."

Я так и не осилила Толкиена (прости, мастер!), даже пропуская по десятку страниц. А Ведьмак вот уже 12 лет пылится на моём рабочем столе, мозоля глазки в надежде быть дочитанным. Может, это и хорошо — у меня есть запас литературы на случай атомной войны! 📚☢️

Мои бета-читатели разделились на два лагеря: одни кричат "Больше мира! Больше деталей!", другие честно говорят: "Я пролистал три страницы описания леса, там что-то важное было?" И знаете что? В моём сердце тоже идёт эта гражданская война.

Но я поняла главное — дело не в количестве, а в качестве. Одна яркая деталь может сказать больше, чем абзац объяснений. И если ваши бутылки на столе способны "испуганно звякнуть и затаиться", то читатель тоже затаится... в ожидании следующей страницы.

А вы к какому лагерю принадлежите? К тем, кто готов бродить по лабиринтам описаний, или к тем, кто жаждет действия каждые три строчки? Может, вам нравится бесноваться в танце квантовой неопределённости между этими крайностями? 🕺💫

Таллахар. Пленник тьмы

Добро пожаловать VK. 💫