Детали. Прием описания «естественное восприятие»
Описания бывают краткими, емкими. А бывает автору необходимо шире преподнести облик персонажа. Тогда писатель рассказывает нам о влажных губах незнакомки, о едва уловимом запахе духов, о веселых морщинках в уголках глаз. Когда речь о помещениях, теснятся пыльные книги за стеклянными дверцами шкафа, муха в углу мечется в паутине.
«Бог живет в мелочах» – писал Флобер. Равно как и дьявол. С помощью деталей писатель раскрашивает мир своего произведения, придает ему глубину, атмосферу, расставляет композиционные акценты.
Вопрос в том, в какой последовательности показать читателю эти детали. О чем писать сначала? О грязи под ногтями толстого бюрократа или о его дорогом костюме? А может начать описание с хитрых поросячьих глаз?
Иной автор возразит: «Какая разница? Как хочу, так и пишу». И в принципе будет прав. Смотря с какой стороны подходит он к своему «как хочу, так и пишу». Сознательно или наугад.
Когда нет четкого понимания что за чем должно следовать в описании лучше всего воспользоваться методом «Естественного восприятия».
В чем суть. Представьте: вы входите в незнакомый бар. Что вы увидите в первую очередь? Наверняка это будет не татуировка на среднем пальце бармена, не пятно на скатерти и не лужа на полу. Вы войдете в бар и скорее всего сначала обратите внимание на освещение, на то насколько бар заполнен народом или пуст, накурено ли внутри или пахнет спиртным. Затем вы рассмотрите посетителей. Кто там? Уставшие рабочие с ближайшего завода, или бородатые байкеры, или эльфы, гномы, хоббиты. Далее, вы отыщите барную стойку, бармена, оцените его рост, сложение, возраст, а там дело дойдет и до татуировки на пальце.
Позвольте читателю чувствовать себя в мире вашего произведения естественно.
Пример:
«Магазинчик был тесный и какой-то захудалый. Золото на вывеске облупилось. А гласила она: «Олливандеры: изготовители лучших волшебных палочек с 382 г. до н. э.». В витрине на выцветшей фиолетовой подушке лежала одна-единственная палочка.
Когда они переступили порог, где-то в глубине звякнул колокольчик. Внутри магазинчик оказался крошечный и пустой, если не считать рахитичного стульчика, на который Огрид тотчас и уселся ждать. Странное дело, Гарри чувствовал себя как в библиотеке с очень строгими правилами; проглотив тысячу пришедших на ум вопросов, он молча смотрел на длинные узкие коробки, штабелями сложенные вдоль стен. Почему-то по спине бежали мурашки. Здесь, казалось, сама пыль и таинственная тишина излучают некое тайное волшебство».
Дж.К. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»
Обратите внимание. Сначала общее, грубое впечатление: «тесный и какой-то захудалый», затем вывеска, затем витрина. Порог, звук колокольчика в глубине и снова общее впечатление уже от интерьера: «крошечный и пустой». А далее более подробные детали: «длинные узкие коробки, штабелями сложенные вдоль стен». Затем еще более мелкие детали «пыль и таинственная тишина».
Метод «Естественного восприятия» в первую очередь принцип, а не строгое правило. Это один из приемов описания, который хорошо работает и не сбивает читателя с толку.