Девять Достойных

В Средневековье была распространена персонификация чувств, грехов, доблестей, болезней и пр. К примеру, в Романе о Розе, где каждый герой отражал черту человеческого характера, были персонажи Отдохновенье, Радость, Краса, Богатство, Любезность и т. д.

Но была и другая интересная персонификация, которая появилась не то в поэме «Обет павлина» 1312 г., за авторством Жака де Лонгийона, не то в "Золотой Легенде" Иакова Ворагинского, датируемой тем же годом. В этих произведениях были описаны Девять Достойных: три праведных язычника, три честных иудея и три добрых христианина.

Праведные язычники: Гектор, Александр Македонский и Юлий Цезарь (обратите внимание на его герб – это символ Римской империи (таким его видели в то время), который пошел по миру и стал гербом каждой державы, считавшей себя причастной к наследию Рима или наследникам наследников). Они также олицетворяют три великие империи (державы), сменившихся друг другом. Троя уступила Греции, которая в свою очередь склонилась перед Римом.

Честные иудеи: Иисус Навин, царь Давид и Иуда Маккавеи, которые предвещали своими подвигами и благими деяниями пришествие в еврейский народ Иисуса Христа.

Добрые христиане: Король Артур, Карл Великий и Готфрид Бульонский, которые отмечают возвышение христианского мира. Последний персонаж – глава Первого Крестового похода, который возглавил провозглашенное в Святой Земле Иерусалимское королевство. Обратите внимание на геральдику Артура и Карла. Да, снова римский орел. Дело в том, что в легендах держава Короля Артура подчиняла себе Рим, а сам Артур провозглашался римским императором, но неизменно возвращался в Британию, чтобы погибнуть в схватке с Мордредом (Модредом). Другим распространенным символом Артура был дракон. С Карлом Великим все проще – в 800 г. он был провозглашен римским императором, вызвав недоумение у императоров Константинополя, которые не прекращали считать себя римлянами. Поле щита Шарлеманя римский орел делит с цветущими лилиями Франции.

Традиция Девяти Достойных прижилась и так понравилась европейскому обществу, что потом многие боролись за титул назвать своего кумира Десятым Достойным. К таковым пытались причислить французского военачальника Бертрана дю Геклена, шотландского короля Роберта Брюса, французского короля Людовика XII и даже Жанну д`Арк!

Делались попытки становления Девяти достойных женщин, в которых также включались мифические и вполне реальные персонажи. Создавались и локальные "культы" Девяти: Девять достойных Лондона и т.п. Все дело как в успехе образа Достойных, так и в сакральности числа 9.

P.S. да, и античные и древнееврейские герои изображаются как средневековые европейские рыцари. Почему так, я писал в своей предыдущей статье. Почитайте, если интересно :)

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий