Донна Тартт «Тайная история»
Это самый первый роман Донны Тартт, написан он в 1992 году. С тех пор и исчисляется её писательская деятельность. И каждые 10 лет поклонники Тартт с нетерпением ожидают новый роман. Их очень можно понять.
Это действительно тайная история. Тут про всё, что хочешь: и детективная линия, и роман взросления, и мистика, и про жизнь, и про подумать. Девятнадцатилетний Ричард Пейпен поступает в Хэмпден-колледж в Вермонте и начинает учиться на древнегреческом направлении. Оно для избранных - всего 5 студентов, помимо Ричарда, составляют группу. На первый взгляд это особая «каста» - они держатся особняком относительно остальных учащихся колледжа, производят впечатление умных, богатых и успешных. К ним очень хочется примкнуть. Какова же будет цена этого «примыкания», читатель узнает по ходу повествования... В этом тесном дружеском кругу происходит убийство, причём Тартт сообщает о нём на первой же странице. Роман делится на 2 части: до убийства и после. Всё это - воспоминания главного героя: о том, как это было, и что произошло потом.
Сколько раз я вспоминала Фёдора нашего Михайловича чуть ли не с первых страниц, писать не буду, ибо сосчитать не смогла. А когда наконец его упомянула (процитировала) и Тартт, я выдохнула, поскольку всё встало на свои места. «Тварь я дрожащая или право имею?» - для меня вот это лейтмотив данного произведения. Имеет ли право один человек лишить жизни другого, что он обретает/теряет после этого, какие такие свободы, - читатель обречён перемалывать это в своей голове на протяжении всех 590 страниц. А если читателю это не надо и ему скучно (а я много слышала и видела отзывов от людей, что «еле дочитал», «ничего не происходит», «неинтересно», «нудно»), то, значит, это не ваша писательница и не ваши книги. Тартт же - гениальна и уникальна.
Древние греки со своей философией в контексте этого романа мне были очень интересны, здесь я их, можно считать, и открыла для себя, ибо это было очень доступно для понимания. Они вообще много чему положили начало. И собственно вот этим дилеммам про свободы и права, про удовольствия и чувства - в том числе. Кому-то это уже с первых страниц ясно, и тогда погружает сразу, тем же, кому не совсем ясно, тот Достоевского и вспомнит по ходу дела. И тогда уж точно станет ясно. Но тем, кто не вспомнит, сама Тартт во второй половине напомнит. Так что, так или иначе, но вы будете обречены на раздумья и обретение собственной философии.
И как же меняется картина к концу книги: если в начале это ровное гладкое отполированное зеркало, отражающее красоту и изысканность, то к концу - одни осколки и трещины. Ничего и никого уже не собрать, жизни ещё молодых людей полетели ко всем чертям, подобрав по дороге ещё чьи-то... Никто уже не будет прежним. Вместе с главным героем мы проходим трансформацию, и это невозможно круто - то, как Тартт этого достигает: казалось бы, просто процесс чтения, и вообще ты - сторонний наблюдатель, но нет же, ты - там, и ты меняешься вместе с ними.
Очень красивый язык. Очень достойный перевод (на мой неискушённый взгляд). Но над этой книгой надо думать. Если же просто почитать, не погружаясь, то не впечатлит.