Две истории из одной. «Летучая мышь».
Эта серия статей родилась у меня с фразы уже малоизвестной писательницы Мэри Робертс Райнхарт (1876–1958):
«В детективе всегда скрыты две истории: одна о том, что в действительности случилась, а другая это та история, которая происходила так, как нам показалось.». Причем говорила она даже не о детективе, а о мистерии или тайне так таковой. Ну а уж если я начала с мадам Райнхарт, то сперва открою вам две истории связанные с её именем …
Книги Райнхарт нельзя назвать детективами, но скорее всего интересными для чтения триллерами напичканными всевозможными клише, которые нынче считаются устарелыми и даже неприличными в детективном жанре[1]. Так следует упомянуть самый известный из них – «Это сделал дворецкий!» («The butler did it»). Конечно, этим грешили такие известные в данном жанре писатели как Артур Конан Дойл («Ритуал Масгрейвов») и Герберт Дженкинс («Странная история мистера Чаллонера»), но именно новелла Райнхарт «Дверь» оказалась тем самым перышком, упавшим на уровнявшиеся весы: обвинять в преступлении слуг уже считалось не в моде, а писательница очевидно пропустила эту важную новость. Нет, конечно, фраза «Это сделал дворецкий!» ей не принадлежит. Её создал, вернее укрепил как клише, Тим Келли в пародийном мюзикле «Это сделал дворецкий, припеваючи». Туда он «свалил» всех известных в те времена создателей детективного жанра, включая и Райнхарт с Агатой Кристи. Очень советую прочитать!
Но это лишь первая история!
Конечно все вы, мои дорогие читатели, знакомы с супергероем комиксов и фильмов … Бэтманом или человеком-летучая мышь! Существует миф о том, что именно новелла Райнхарт «Винтовая лестница» способствовала созданию этого типажа. Это верно, но лишь отчасти. Вдохновителем создателя комиксов Боба Кейна стал фильм «Шепот летучей мыши» 1930-го года – адаптация бродвейской пьесы «Винтовая лестница» 20-х, которая в свою очередь была основана на одноименной новелле Райнхарт.
Но остановимся на самом фильме. Что удивительного и редкого было в этом фильме для Боба Кейна? Почему он так впечатлился тем, что нынче мы считаем скучным? Первое, директор фильма Рональд Вест уже произвел на свет «первенца» по данному сценарию еще в 1926 году. Но это был немой фильм и как многие считают, намного виртуознее. Но в фильме 1930 года Вест применил совершенно новую тогда технологию – звук. Причем фильм был создан в т. н. «до кодовый период» кинематографа – звук только появился, и бюрократы не успели ограничить видео всевозможными запретами.
Итак, Вест использовал два вида ленты 35 и 65 миллиметров. Сам фильм был широкоформатным и Вест экспериментировал в различных видах и ракурсах благодаря различным форматам лент, что ему мастерски удалось. Впервые камера вращалась, фокусируясь то на одном участнике сцены, то на другом. Нынче это трудно вообразить, но моментальное увеличение кадра – зум - тоже было тогда открытием! Более того, для «летающих» съемок была практически изобретена новая подпорка для камеры – рельсы. Сейчас, мы не можем отделить киносъёмки от тележек на рельсах! Но в ту пору, большие камеры просто стояли на месте и фильмы более походили на театральное представление. Камеры невозможно было установить, например, на заднем сидении машины, чтобы снять простой вид переднего окна двигающегося автомобиля. А уж следовать за кем-то идущим или чем-то летящим тем более казалось невероятным! Но в фильме зрители находятся позади человека в костюме летучей мыши… и они следуют за его прыжком! Техника рельсов применяется в фильме и в движении камеры по пустым, темным коридорам жуткого особняка… без тряски, плавно и зловеще! Проще говоря фильм оказал сногсшибательное влияние на молодого тогда создателя знаменитых супергероев! Правда, голосовой компонент фильма желал лучшего: актеры практически кричат и визжат, а не говорят на сцене.
Здесь следует заметить, что первый фильм Веста напоминал больше комедию. Второй уже превратился в триллер. А вот последняя снятая Крайном Вильборном кинолента в 1959 прочно заняла жанр ужасов. Занимательные метаморфозы всего лишь для одной истории, не так ли?!
И еще несколько «фан-фактов»:
- «Бэтман» Боба Кейна в отличии от своего «оригинала» стал позитивным героем, а посему в противовес художник нашел положительного героя из фильмом тех же годов, чтобы сделать из него «отрицательного». Им стал Гвинплен, вернее его внешняя сущность из фильма по роману Виктора Гюго «Человек, который смеется» 1928 года.
- Писательница Райнхарт сама на себе испытала «гнев дворецкого» – её действительно пытался убить один из её собственных слуг - повар. Причем мотивом раздражения слуги был излишне строгий дресс-код, установленный Райнхарт. Ну а если вы прочтете пьесу Райнхарт «Винтовая лестница» или посмотрите фильм «Шепот летучей мыши», то поймете – характер писательницы был далек от ангельского, а отношение к слугам – далекое от уважительного.
- Существовал кинопроект на сценарий для «Винтовой лестницы» от Сесила Демилла еще 1912, но он так и не смог выкупить права на съемку фильма. Это была его первая и, пожалуй, последняя неудача. Демилл приобрел мировую известность как директор фильмов 1920-50х годов включая эпическую кинокартину «Десять заповедей» с участием Чарлтона Хестона.
- Писательница имела неосторожность продать права на сценарий «Винтовой лестницы» киностудии Селиг Полископ в 1914 году причем за очень малую сумму. Увы, из многих сотен фильмов, созданных этой компанией, сохранилось лишь несколько, и лента с фильмом по её пьесе тоже не избегла печальной участи. Но для писательницы неприятности с компанией только начались. Она пыталась продать сценарий в другие кинокомпании и выкупила права на «Винтовую лестницу». После основательной переделки и адаптации пьесы, писательница создала ту самую «Летучую мышь» … но Селиг Полископ уже вторично выпустили фильм по сценарию «Винтовой лестницы» и тоже под названием «Летучая мышь». Райнхарт подала на них в суд за использование вторичного названия. Увы, ничего не помогало, и она наняла «теневого» писателя, Стефана Бенета, чтобы отделить себя от «Летучей мыши» и вновь овладеть правами на использование сценария. Так появился «Шепот летучей мыши».
Итак, я даже и словом не обмолвилась о содержании книг писательницы, но открыла пару сопровождающих занимательных историй!
И последнее. Есть мнение о том, что Райнхарт являлась «дешевым двойником Агаты Кристи». Возможно и так, но необходимо учесть то, что в год, когда была опубликована первая книга Агаты, в Бродвейском театре уже играли «Винтовую лестницу» Райнхарт!
Оригинальная статья с иллюстрациями
[1] Van Dine «Twenty Rules for Writing Detective Stories».