Двое в клетке - уже гнездо! МАКАРОВА и ТРОФИМОВ
В детстве Люда мечтала стать балериной — были все данные. Но скоро выяснилось, что балет не для неё: часто болели ноги, и врачи запретили чрезмерную нагрузку. Чтобы утешить горюющую девочку, мама записала её в драмкружок. Это оказалось спасением: Люда с головой погрузилась в самодеятельные постановки, её глаза снова светились радостью. Внимательные педагоги сразу поняли: у Людмилы — талант, и помогли ей попасть в студию при Ленинградском драматическом театре. Уже в 17 лет состоялся её дебют на сцене, а через три года окончившую студию актрису Макарову приняли в труппу Большого драматического театра.
К тому времени девушка уже два года встречалась с Ефимом Копеляном. Он был старше, играл в театре уже больше десяти лет, у него за плечами был опыт семейной жизни, окончившийся разводом. Впервые увидев друг друга в коридоре БДТ, оба почувствовали укол в сердце. Ефим неосознанным привычным жестом подкрутил щегольские усы. Люде стало смешно — и она похожим движением подкрутила свой чёрный локон. Несколько фраз, лёгкий флирт, шутки — и вот они уже проводят вместе всё свободное время, часами гуляя по улицам любимого Ленинграда. Ефим Копелян долго ухаживал за своей насмешливой подругой. А когда, наконец, решился связать с ней свою судьбу, обошёлся без долгих слов и трогательных сцен: просто спросил Люду, есть у неё при себе паспорт? Нет? Значит, надо срочно за ним съездить! Недоумевающая девушка выполнила просьбу. Ефим ждал её возле ЗАГСа. Они стали мужем и женой и сразу после регистрации брака отправились на гастроли с театром. Заканчивался май 1941-го. Спустя месяц, когда артисты БДТ плыли на барже в Баку из Ашхабада, началась Великая Отечественная. Вернувшись в Ленинград, Людмила надолго попала в больницу — с брюшным тифом. Театр эвакуировался без неё. И без Копеляна. Ефим Захарович записался в народное ополчение. У него была возможность каждый день, хоть на полчаса, приходить к жене в больницу, приносить ей продукты из своего пайка. Ослабевшая, но выздоровевшая Люда покинула больничную палату только в сентябре, а вскоре Ленинград оказался в кольце блокады.
Макарову взяли на работу в Театр Балтийского флота. Где она только не побывала вместе с другими артистами! Они ездили во все воинские части, выступали перед бойцами, вдохновляя их перед отправкой на передовую. Людмила радовала своим талантом моряков на кораблях и даже спускалась вместе с ними в подводную лодку. Копелян в это время писал жене трогательные письма, полные любви и нежности. А когда появлялась возможность — спешил к своей Люде, чтобы принести солдатский паёк.
Позднее актриса вспоминала, каково им всем пришлось в то страшное время: идёшь в театр по промёрзшей улице, голодная, на дрожащих ногах, мимо трупов, рядом рушатся от снарядов дома, над головой — вражеские самолёты… Но погибать было нельзя: ведь они с Ефимом так любили жизнь и друг друга! Наверное, любовь и помогла им тогда выжить.
После Победы, казалось, в жизни будет только одно сплошное счастье: ведь самое страшное позади. Вернулся в Ленинград БДТ из эвакуации, вернулись в него Копелян и Макарова, — чтобы больше никогда не уходить из родного театра. Худрук БДТ Георгий Товстоногов всегда относился к этим двум своим артистам с особенной нежностью: понимал, что в его труппу попали настоящие бриллианты. Он прозвал их «Старик и Люсинда». Даже не так — «СтарЫк». Эти прозвища прижились, скоро их уже звали так и все остальные.
«Зажигалочка» Люсинда играла самые яркие характерные роли, среди которых особенно запомнилась всем колоритная Ханума. Здесь, на сцене, протекала её основная жизнь, была главная работа. Иногда Людмила снималась в кино: зрители наверняка помнят её Карамболину из фильма «Карамболина-карамболетта» и Атаманшу из «Тайны Снежной королевы».
Копелян снимался чаще, а ещё активно озвучивал фильмы. Людмила Макарова всегда была уверена: половина успеха «Семнадцати мгновений весны» принадлежит по праву её мужу, ведь именно он был тем самым «закадровым голосом», проникновенным и искренним, проникающим в самую душу зрителя. Его скоро стали называть не Ефим Захарович, а «Ефим Закадрович». А жена звала его «Фимой» и повторяла: «Актриса должна влюбляться в партнёров!» Дразнила ревнивого супруга: на самом-то деле ей никто не был нужен, кроме него. И пусть он был совершенно «бесполезным» в хозяйстве, не мог даже гвоздя вбить, — она сама вбивала все гвозди. Всё равно — самый лучший.
В 1975 году Копелян умер. Но это были ещё не все испытания, которые приготовила для Макаровой судьба. Однажды случилась беда с её сыном. Кирилла Копеляна сильно избили на улице. Так сильно, что он стал инвалидом первой группы. Работать не мог, жены и детей у него не было… Людмила заботилась о сыне, понимая, что они остались вдвоём на целом свете. А в 2005-м Кирилла не стало. Ему не исполнилось тогда и пятидесяти семи лет. Сама актриса, всю жизнь страдавшая от заболевания ног, доставлявшего ей серьёзные мучения, в своём последнем спектакле играла на сцене в инвалидной коляске: ей пришлось пережить ампутацию ноги.
Людмиле было тяжело, но ещё тяжелее было оставаться дома — там её стразу обступали воспоминания, она доставала бережно хранящиеся письма и записки мужа и в тысячный раз перечитывала их, обливаясь слезами. «Люсинда» так и не вышла больше замуж — её «Старык» был и остался единственным, кто жил в её сердце. Она умерла через 39 лет после него, в 2014-м, на девяносто третьем году жизни.
Николай Трофимов - советский актер, творческая судьба которого сложилась довольно успешно. Его роли по сей день помнят и любят зрители. Можно вспомнить хотя бы штурмана из "Полосатого рейса".
Он всегда играл вдохновенно, в полную силу, будь то волк в сказке «Про Красную Шапочку» или капитан Тушин в «Войне и мире», а его Сэмюэля Пиквика из «Пиквикского клуба» в постановке Георгия Товстоногова знала и любила вся страна. Николай Трофимов был невероятно талантлив и в то же время очень скромен. Он крайне редко рассказывал о себе, поэтому мало кто знал о том, что происходило в его жизни. И уж тем более не распространялся Николай Трофимов о той трагедии, которую ему довелось пережить.
Родился Николай Трофимов 21 января 1920 года в Севастополе. Его отец был рабочим, который ремонтировал в порту корабли, мать обычной домохозяйкой. А что же что сподвигло мальчика стать актером?
Наш герой с детства был острым на язык и любил пошутить. Друзья обхохатывались от его высказываний, учителя злились, когда он срывал уроки и вызывали родителей для беседы о поведении сына.
А вот школьную сцену Коля обожал. Любую роль играл так, что зал замирал. Скоро о нем прознали и профессионалы. Он родился в далёком 1920 году в Севастополе и всю жизнь любил море. Отец Николая Трофимова был рабочим на секретном заводе, где ремонтировали корабли, мама занималась домашним хозяйством. Сын с детства проявлял свои актёрские способности, а в четвёртом классе, исполнив чеховскую шутку «О вреде табака», стал школьной знаменитостью.
Уже в 14-летнем возрасте он впервые вышел на театральную сцену, сыграв в Севастопольском ТЮЗе крохотную роль невольника в «Хижине дяди Тома». Правда, в тот раз юного актёра нещадно раскритиковали: уходя со сцены он пнул ненавистного эксплуататора. О своей задумке он никому не сказал, но смог убедить режиссёра позволить уходить ему последним. Подобная самодеятельность шла в разрез с режиссёрской задумкой и с представлениями рецензента о поведении угнетённого подростка, но Николай Трофимов был очень горд собой.
Вот на этом самом спектакле и заметил юного актера Борис Зон. Он пригласил его учиться на своем курсе. После школы Николай без раздумий поехал в Ленинград постигать азы профессии в театральном институте.
Кажется, вопрос о выборе профессии перед ним никогда не стоял: он точно знал, что станет актёром. Из всех городов Советского Союза, где были театральные ВУЗы, Николай Трофимов выбрал Ленинград. Просто там тоже, как и в его родном Севастополе, было море. На вступительных экзаменах в театральный институт имени Островского будущий актёр показывал этюд о базарном воришке, а затем читал отрывок из «Золотого петушка» Пушкина, и был зачислен в класс Бориса Зона.
Он учился увлечённо и легко, Борис Зон мог поставить ему зачёт за невероятно удачный экспромт и прочил ему большое будущее, а Николай Трофимов уже видел себя на театральной сцене. Но началась война и молодой актёр отправился в военкомат, проситься на флот, чтобы сражаться с врагом. Но его направили в ансамбль «Пять морей», созданный Исааком Дунаевским. Необходимо было не только воевать, но и поддерживать боевой дух солдат, моряков и офицеров.
Трофимов перед бойцами декламировал рассказы Зощенко, вёл конферанс. Слушателям приглянулся его герой – краснофлотец Онищук, салага, делавший везде и всюду ошибки.
Николаю Трофимову довелось выступать в гарнизонах и непосредственно на линии фронта. За время Великой Отечественной он был награждён боевыми орденами и медалями, и День Победы навсегда остался для него праздником со слезами на глазах. Ведь блокада забрала у него самого родного человека.
Когда началась война, Николай Трофимов уже не только был женат на своей коллеге Татьяне Глуховой, но и вместе с супругой ждал появления на свет их первенца. Выносить еду из столовой никому не разрешали, за тем, чтобы каждый съедал свой скудный паёк, строго следили. Но актёр умудрялся вынести небольшой кусочек хлеба для жены, виртуозно прикрывая его пустой кружкой. Татьяна Григорьевна ради него ушла из Театра комедии, отказалась от карьеры. Их сын Женечка появился на свет в блокадном Ленинграде, но прожил совсем недолго. Простуда не оставила малышу никаких шансов, а у молодых родителей не было даже возможности похоронить своего ребёнка. Они с трудом уговорили взять холодное тело сына в похоронную машину, которая ехала на Пискаревское кладбище. Больше детей у Николая Трофимова и Татьяны Глуховой не было, хотя прожили они в любви и согласии много лет.
Об этой трагедии актёр старался никому не рассказывать. Слишком больно было ему вспоминать то тяжёлое время, а рана, оставшаяся после этой потери, кажется, болела у него всю жизнь.
Супруги поддерживали друг друга, помогали один одному пережить горе.
После демобилизации в 1946 году Николая Трофимова приняли на работу в труппу Театра комедии под руководством Николая Акимова, где прослужил 17 лет. Вместе с ним работала и его супруга, которая в перерывах между репетициями и спектаклями старалась накормить мужа творогом, чтобы он не кушал в буфете.
За это время сыграл около 30 персонажей в разных спектаклях. Зрители помнят его героев:
Епиходов в "Вишнёвом саде"
Хлестаков в "Ревизоре"
Лев Гурыч Синичкин стал его визитной карточкой. Каждому хотелось достать билетик и посмотреть игру Трофимова.
С 1964 г. Николай Трофимов перешел в Большой драматический театр к Товстоногову. Нелегко было перестроиться с комедии на драму, но он смог. Доказательство тому - зрители приняли и полюбили героев в его исполнении:
Хлопов - "Ревизор"
Вафля - "Дядя Ваня"
Акоп - "Ханума"
Расплюев - "Смерть Тарелкина"
мистер Пиквик -"Пиквикский клуб".
В кино Трофимов пришел во время войны, но интересных ролей ему не предлагали - одна массовка и эпизоды. Играл матроса, пирожника, студента, типографского работника, болельщика, шофера такси. Разве это роли для актера, у которого был талант?
Первой значимой в кино стала роль капитана Тушина. Ее Трофимов сыграл у Сергея Бондарчука в фильме "Война и мир". Капитан Тушин – маленький человек на большой войне, но при этом он доблестный воин, грамотный командир. Солдаты его поддерживают, идут за капитаном в огонь и воду.
С того момента изменилось отношение режиссеров к Трофимову. Его стали ценить, давать достойные роли:
"Хроника пикирующего бомбардировщика"
"Трембита"
"Табачный капитан"
"Бриллиантовая рука"
"Лев Гурыч Синичкин"
"Про Красную Шапочку»
"Улицы разбитых фонарей" и другие
Николай души не чаял в супруге. Они вдвоём вырезали из пластмассовых игрушек и пластинок разноцветные маленькие квадратики и после приклеивали их на подготовленную поверхность в соответствии с рисунком. Когда же Татьяна Глухова ушла из жизни, Николай Трофимов продолжил делать мозаичные картины в память о любимой женщине и своём счастье.
Ее внезапный уход из жизни стал для него огромным ударом. Актер тяжело переживал потерю и долго смог оправиться.
Второй женой актёра стала большая театралка, его страстная поклонница. Марианна Иосифовна была инженером по профессии, она мужа боготворила и обожала. В семье родилась дочка Наташа. Николай Николаевич безмерно любил дочь, но видеться им приходилось редко, что его очень печалило. Наташа после школы выучилась на переводчицу. Свою любовь она нашла в Италии, там осталась жить.
Трофимов прожил непростую жизнь, но никогда не падал духом, не сдавался. Николай Николаевич не скопил богатств, но он был любим зрителями. В последние годы жизни преподавал.
Свой уход из жизни почувствовал за несколько дней до инсульта. Попросил родню, чтобы в зале играла в зале музыка Бернеса, когда с ним будут прощаться. 7 ноября 2005 года не стало гениального актёра, который считал своей тему маленьких людей, незаметно вершивших великие дела.
С ним прощались под песню "Журавли". Похоронен актер а Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.
Николай Трофимов был из тех актёров, которые способны даже крохотную роль сыграть так, чтобы остаться в памяти зрителей настоящей звездой. Их не зря называют настоящими королями эпизода. Появившись на экране всего на несколько секунд, они иногда затмевают даже главных героев.