Е.Гитман «24 секунды до последнего выстрела»
Вот не зря говорят, что лучшее – враг хорошего. Книгу Екатерины Гитман «24 секунды до последнего выстрела» я прочитала уже давно, и она мне так понравилась, что хотелось написать просто лучшую рецензию из возможных, а в итоге я так тогда и не написала никакой… Пришло время исправляться!
«24 секунды до последнего выстрела» – это криминальный психологический триллер. В романе рассказывается история Себастиана Майлса, одного из лучших снайперов Британии. Он недавно вернулся с войны и никак не может привыкнуть к жизни на гражданке, к тому же, Себ понял, что в свои тридцать с копейками не умеет делать ничего, только держать в руках оружие…
Книга начинается неспешно, постепенно затягивая в круговорот. Читатель и сам не заметит, как прошёл с героем этот путь и как с собеседования, пусть и довольно нетипичного, оказался в самой гуще криминальных событий. Нет, книга не держит в напряжении от первой главы до последней, эпизоды заданий, где Себу приходится применять оружие, чередуются эпизодами обычной бытовой рутины: вот герой сидит в баре с друзьями-полицейскими, вот общается с бывшей женой, вот в который раз пытается стать лучшим отцом для маленькой дочки… Пусть это не держит в напряжении, но завораживает, и от книги буквально невозможно оторваться.
Что касается героев, они настолько живые, что веришь каждому, от главных и около-главных до совершенно эпизодических: девушки на отдыхе, молодого парня, который провалил покушение, подружки дочки героя (ох, как же она меня бесила!)… У каждого из них – своя история, свои мысли и чувства. И это прекрасно.
Ещё в аннотации автор предупреждает: здесь нет хороших и плохих персонажей – и это честно и правильно. Как можно относиться к главному герою, который, в общем-то, хороший парень, но при этом убивает людей? И пусть сам он считает, что убийца не он, а заказчик, а он сам – просто инструмент, просто кто-то, кто нажимает на курок, это исключительно его самообман. Для меня убийца – это всегда убийца, а оправдание, что он всего лишь выполнял приказ – это просто оправдание. При всём при этом, главному герою невозможно не симпатизировать, такой вот парадокс.
И главному злодею не симпатизировать тоже невозможно. Да, он отбитый на голову псих. Да, он чудовище без всяких моральных ценностей. Да, он злодей, убийца и даже маньяк. Но он глубоко несчастный человек, больной, сам себя сводящий с ума – и это вызывает жалость, это помогает читателю проникнуться и даже – возможно – начать болеть за него в противостоянии с властями. Но добавлю, пожалуй, ложечку дёгтя. Мне не хватило истории Джимма Фоули. Мы видели его юным, совершившим первое убийство – и мы видим его буквально через несколько лет настоящим серым кардиналом преступного мира, по щелчку пальцев творящем что угодно в любой точке мира. Как за несколько лет Сальери смог превратиться в Мориарти? Я с удовольствием прочитала бы эту историю…
На протяжении книги героям приходится путешествовать по разным городам и странам, но основное действие происходит в Лондоне. И Екатерина смогла передать всю атмосферу современной столицы Великобритании! Ты идёшь по улочкам с персонажами, видишь, слышишь, ощущаешь – это просто удивительно! Мне думается, автор сама жила в Лондоне какое-то время. Если нет, то я просто снимаю шляпу за такую тщательную проработку фактуры.
Финал истории меня не удивил. Нет, он не был предсказуемым, я всё-таки думала, что для главного героя всё закончится иначе, но он был достаточно логичным и оставил приятное послевкусие.
Подводя итог, скажу, что не могу назвать себя завсегдатаем читательского марафона ЛитРид, за несколько лет участия в нём я прочитала всего около десятка книг. И хотя почти все книги меня радовали, именно «24 секунды до последнего выстрела» Екатенины Гитман – это на данный момент лучшее, что лично я прочитала на ЛитРиде. Сюжет, атмосфера, персонажи, авторский стиль, проработка истории и антуража – всё просто на высоте. Рекомендую всем любителям качественных детективов, триллеров и криминальных романов.