Ещё одна жертва рейтинга - Земля 2 (Earth 2)
Ещё одна жертва рейтинга
Земля 2 (Earth 2), сериал, США, 1994-1995
***
В будущем человеческая раса живёт на космических станциях, кружащих по орбите вокруг мёртвой Земли. Столкнувшись с подтачивающим здоровье заболеванием, поразившим её малолетнего сына, Девон Адаир и группа нон-конформистов покидают своё искусственное окружение и отправляются на отдалённую планету, где они начнут для себя новую жизнь.
***
«Земля 2» – это малоизвестный научно-фантастический телевизионный сериал, созданный Майклом Дагганом, Кэрол Флинт, Марком Левиным и Билли Рэем. Был показан в США по каналу NBC с ноября 1994-го по июнь 1995-го года, а в 2005-м вышел на DVD. Всё закончилось на единственном сезоне из 21 серии (22 на диске). Причина банальна – падение рейтинга. Безусловно, шедевром этот проект не является, но всё же к типичным малобюджетным пустышкам причислять его почему-то не хочется.
Время действия – конец 22-го века. Земля в результате войн и прочей деятельности человечества стала непригодной для жизни, и на её поверхности рискуют работать лишь те, кому больше податься некуда. Основная часть выжившего населения скучена на орбитальных станциях. Многие дети рождаются с неким «синдромом», напоминающим СПИД, вынуждены находиться на постоянной медикаментозной и аппаратной поддержке, но всё равно умирают к девятилетнему возрасту.
Главной героине Девон Адаир представился шанс проверить на практике гипотезу о том, что дети нежизнеспособны из-за отсутствия на станциях чего-то важного помимо гравитации. Чего-то, что давала Земля, и что не в состоянии обнаружить и воспроизвести искусственно наука. Её сыну уже восемь, у него синдром, и он скоро умрёт. Миллиардное состояние не помогло, здесь она в равном положении со всеми матерями. Но в 22-х световых годах найдена планета, на которой можно жить, и Девон рискнула всем, чтобы до неё добраться. Чтобы жил Юли, чтобы открыть дверь в будущее остальным детям.
Таковы экспозиция и завязка. Перелёт прошёл незаметно для зрителей и персонажей, поскольку последние находились в анабиозных капсулах. Основное действие начинается уже со второй серии, представляет собой дорожные приключения группы первопроходцев во главе с Девон Адаир на той самой безвестной G889. Цепочку или бусы микросюжетов, увязанных вместе лишь стремлением выжить и дойти до некой Пасифики. Райского места на берегу океана, заранее определённого для основания поселения. Почему дойти? Да потому, что всё с самого начала пошло совсем не так, как планировалось.
Пожалуй, главный недостаток сериала в отсутствии визуализации той самой борьбы за выживание. Аборигены представлены в нескольких расах, но до индейцев Дикого Запада им очень далеко. Угрозы нехватки воды, еды, медикаментов и суточно-сезонные перепады температуры проговариваются, но последствия их воздействия не показаны. Группа составлена из представителей самых разных социальных слоёв, но все неправдоподобно спокойны и послушны. Старые обиды не припоминаются, лидерство не оспаривается, блага и женщин не делят. Более того, отсутствие разведки и охранения на чужой планете никак не наказывается.
Происходящее выглядит наивным, как мультсериал 12+. Но не стоит забывать о том, что в непривычных условиях оказались не военные специалисты, а выросший в космосе гражданский персонал станций. Кроме того, вся необходимая для взрослой аудитории начинка прямо и косвенно даётся в диалогах персонажей. Да, возможностей показать её «Земля 2» не имеет. Но будто случайно оброненные в разговорах подробности рисуют неприглядную картину мира, из которого рады сбежать многие. Вот работяга до сих пор лишь надеется выплатить кредит, взятый ещё его дедом. Вот мозголомный чип с детонатором внутри и без того идейного солдата-патриота. Вот инфантилизм профессионального политика.
Всё держится на девяти основных персонажах. Девон Адаир (Дебра Фарентино), прирождённый лидер из династии миллиардеров. Её сын Юли (Джои Зиммерман), нашедший на Земле 2 не только новую жизнь. Здоровяк Джон Дэнзигер (Клэнси Браун), воля и здравый смысл команды. Его дочка Тру (Мэдисон Райт), к добру и худу сующая нос куда не следует. Андроид-энциклопедист Йель (Салливан Уолкер), сделанный из человека со сложной судьбой. Дочь шахтёра с Земли – жёсткая красотка Бесс Мартин (Ребекка Гэйхарт). Её муж Морган Мартин (Джон Гегенхубер) – ипохондрик, истерик, игроман и чиновник высокого ранга. Выращенная из пробирки генетически модифицированная врач и учёный Джулия Хеллер (Джессика Стин). Наконец, переживший из-за криосна не одну подружку красавчик-пилот Алонсо Солас (Антонио Сабато младший), буквально не находящий себе места вне рубки космического корабля.
Главное достоинство сериала в том, что каждый из перечисленных персонажей живой. У всех есть прошлое, настоящее и даже проблески будущего в инвариантах. Типажей нет. В разных ситуациях герои не только раскрываются, но и могут действовать, противореча сложившемуся образу и привычным шаблонам. Этому нисколько не мешают любовные линии Джон-Адаир, Алонсо-Джулия и Бесс-Морган, редуцированные до уровня отношений Юли и Тру. Эксплуатации нежных чувств и секса просто нет места в и без того предельно ужатом сюжете.
К сожалению, окружающий мир проработан гораздо хуже персонажей. Ландшафты напоминают Юго-Запад США или районы Турции от гор до побережья, но они до обидного пусты. Флора ничем не отличается от земной. Птиц, зверей, рыб и насекомых будто нет вовсе. А ведь это чужая планета! Если бы не регулярно появляющиеся представители разумных рас Земли 2, всё было бы очень плохо. Куцый автопоезд едет где-то куда-то, а по бокам чинно вышагивают колонисты. Разбили палаточный лагерь, пережили очередное поджидающее в кустах приключение и снова в путь. Обидно.
Научная фантастика подана в виде старой доброй классики. Виртуальная реальность для игры, связи и общения. Сращение человеческого организма с электроникой и механизмами. Многофункциональные высокотехнологические устройства перчаточного типа. Заводы и лаборатории в чемодане. Странные законы. Ещё более странная государственная структура с непонятным обеспечением контроля и управления. Установки поразить зрителя нет. Для персонажей всё это не футуризм, а суровые походные условия. Быт и рутина, не стоящие особого внимания.
Общий приключенческий стиль повествования в научно-фантастических костюмах выдержан, но заметны эксперименты. Вот почти ужасы. Вот сцены из всем знакомых боевиков. Романтическая мистика. Что-то вроде фэнтези, смешанного с гипотезой Геи (близка учению В. И. Вернадского). Для 22 серий не критично и действительно вносит разнообразие. Чувство меры и стиля сборную команду создателей не подводит, все странности объясняются с точки зрения науки. То, что земная наука часто не в состоянии обосновать неземные реалии, раздражение не вызывает. Последняя серия несколько сумбурна, поскольку (вероятно) несёт в себе задел на следующий сезон, но проект был признан провальным и продолжение не получил. Действительно жаль.