Эскадрилья "сосунков" против асов люфтваффе
Вчера в блоге поднял тему гражданской войны в Испании, так что решил опубликовать в ее продолжение статью, написанную мной на Яндекс-дзэн:
…Июнь 1941 года. Советская авиация терпит сокрушительное поражение. Ещё в первые часы войны немцы наносят мощные удары по приграничным аэродромам, уничтожая машины и лётчиков противника прямо на земле. Враг уверенно завоёвывает господство в небе, и именно нацистскому люфтваффе суждено было сыграть главную роль в успехе летнего наступления.
При этом не стоит винить в поражении советских ВВС только лишь «внезапный удар». Да, он был сокрушительным, враг атаковал заранее разведанные цели, но налёты с успехом повторялись и в последующие дни. Сказались отсутствие адекватного зенитного прикрытия аэродромов (состояло лишь из пулемётов винтовочного калибра), парализованная связь, не отработанное дежурство истребителей. В РККА отсутствовало взаимодействие между родами войск, сухопутные войска и воздушные силы воевали порознь.
Немаловажную роль в поражение ВВС РККА сыграло и превосходство основного немецкого истребителя «мессершмита» (модель «Эмиль» и «Фридрих») над советскими И-16, «ишачками». Мессер, прозванный нашими лётчиками «худым» за тонкий нос, обладал лучшим вооружением и бронированием, а главное – превосходящей скороподъёмностью и боевым потолком. Это превосходство диктовало и тактику боя: атаку с превышения. Немцы буквально сваливались сверху на советские истребители, прошивая их пулемётно-пушечными очередями. Если наши лётчики успевали заметить опасность и развернуть машины, они могли достойно встретить врага. Но германские пилоты предпочитали не связываться в опасную схватку с более манёвренными И-16 на горизонталях, а потому вновь набирали высоту…
Однако не стоит обвинять руководство СССР в близорукости. После столкновения в Испании с ещё несерийными «мессерами» (они значительно уступали воевавшим в 41-ом образцам), были приняты меры к созданию «антимессершмита». Советские самолёты были в целом похожи на немецкую машину (конструкторы внимательно изучали трофеи), и в результате испытаний на вооружение были приняты сразу три новых истребителя: МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-1. Это были неплохие самолёты с широким полем для модернизации, но к 41-ому они имели ещё значительный ряд конструктивных недостатков. Кроме того, в войска поступило не так и много новых истребителей, а лётчиков, действительно владеющих эти машинами, подготовить просто не успели.
Однако погнавшись за созданием аналога «мессера», советское руководство отказалось от более простого и логичного пути – модернизации уже имеющегося самолёта. Правда, в инициативном порядке Н.Н. Поликарповым (конструктором И-16), велись работы по созданию близкого к «ишачку» истребителя, их итогом стало создание И-180 и И-185. Первый вполне мог создать достойную конкуренцию «худым», второй по суммарным показателям превосходил все существующие истребители. Увы, запуск в производство новых самолётов сорвала цепь трагических случайностей и интриги конкурентов по цеху.
Но была ещё одна, и достаточно успешная попытка кустарной модернизации И-16 (Тип 10), воевавшего в Испании.
Всё началось в августе 1938 г., когда испанцы установили на «ишачок» контрабандные американские двигатели «Райт-Циклон» SGR 1820 F-54. Они были оснащены наддувом, а потому являлись более мощными и высотными, чем советские М-25 (лицензионной копии F-3). Было модернизировано всего 12 самолётов, но их скороподъёмность значительно возросла (как и потолок действия). Правда, все 4 пулемёта ШКАС, установленные на тип 10, отказались работать на высоте в 8000 м. Но инженер Лопес-Смит смонтировал нагнетатели, подающие нагретый воздух от двигателя на пулемёты, чем и решил проблему.
Новыми самолётами вооружили лётчиков 4-ой эскадрильи. Пилотов снабдили кислородными приборами (для больших высот), за что их стали называть «эскадрильей сосунков». Но «сосунки» себя показали. 18 сентября 4-я АЭ в составе 12 модифицированных И-16 упала на группу из 16 «мессеров» и сразу сбила 4 самолёта. В течение же всей схватки было сбито 11 самолётов врага (правда в бою участвовали и другие истребители, И-16 и И-15).
Модернизированный «ишачок» успешно противостоял немцам до конца Гражданской войны. Но, к сожалению, кустарная модернизация испанцев не нашла практического применения в СССР. Конечно, надо понимать, что сам по себе выпуск нового авиационного двигателя был очень трудоёмким и дорогим процессом. К примеру, оба новых истребителя Поликарпова не пошли в серию как раз из-за несовершенства двигателей. Кроме того, отношения СССР и США после 1939 г. были натянутыми, и не факт, что американцы согласились бы продать новый двигатель.
Но немцы в небе Испании (сведённые в единый боевой отряд, легион «Кондор») отлично изучили И-16 (а ведь он неплохо дрался с несерийными «мессерами» и без контрабандных двигателей). Однако высотный «ишачок» не пошёл в серию, а вот «мессершмит» модернизировался. Асы люфтваффе приобретали боевой опыт в многочисленных кампаниях Рейха, а наши лётчики дрались лишь с японцами и финнами. Авиацию последних никак нельзя назвать многочисленной и сильной, а в небе над Халхин-Голом сражались всё те же ветераны Испании…