F20: балансировать на грани Ольги Вечной

Начало аннотации:
"При первой встрече, вместо того чтобы поздороваться, он показал ей справку. Пожизненное клеймо: изгой, опасный человек, сумасшедший. Да Аля и так знала, кто перед ней, — слухи шли впереди некогда блестящего психиатра Олега, ныне пациента своих же бывших коллег, аутсайдера, отвергнутого обществом и родными".
Много слышала об этой истории. Книга была давно добавлена в библиотеку. Проверено, я не могу читать по требованию. Нужен внутренний сигнал. Даже не буду пробовать его объяснить, он исключительно на уровне ощущений. И вот он сработал на "F20" Ольги Вечной .
Читала сначала без удивления и немного досадуя на то, что предварительно ознакомилась с аннотацией и всеми теми попадающимися на глаза отзывами. Знаю же, как не нужны мне даже такие почти-не-спойлеры.
А дальше поняла, что влажу в шкуру героев – и пошло моё личное чтение.
Многое можно сказать о нормах и исключениях, о здравомыслии, разумности и зашоренности, об умении быть собой и идти своим путем, когда весь мир против, о родителе и ребёнке, о страхе и надежде, о любви в разных её проявлениях, о видеть в чужом глазу соринку и не замечать своих брёвен, об осуждении и зависти, о выборе жить и как жить. Можно, но не буду, иначе пост станет бесконечным. Всё есть в истории. Всё и больше.
Скажу три момента:
Не раз на протяжении чтения вспоминался диалог из «Алисы в стране чудес»:
«– А где я могу найти кого-нибудь нормального?
– Нигде, – ответил Кот, – нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально».
В фильме «Время убивать», затрагивающем расовые предрассудки в том числе, в своей заключительной речи адвокат просит присяжных закрыть глаза и просто рассказывает историю о маленькой искалеченной девочке, по завершении которой предлагает представить девочку не чернокожей, а белой…
Читая сцену между Олегом и Алей, когда он собирает вещи, а она не может его отпустить, хочется попросить читателя закрыть глаза и представить, кто из них официально нормальный.
«– Я тебя сильно обидела, я тобой пренебрегла…я себя ненавижу…Ты тоже должен ненавидеть меня.
– Ты что такое говоришь, дурочка моя, – крепче прижимаю её к себе…
– Я тебя недостойна, – рыдает.
– Это же была наша игра. – Укачиваю её…
– Игра? – переспрашивает, всхлипывая…
– Конечно, игра, – силком поднимаю её подбородок, заставляя смотреть на моё лицо, пытаясь отвлечь. – Я себя отвратительно вёл… Обещаю стараться лучше…
– На работе требуют от меня результат каждый день. А я всё делаю и делаю, делаю и делаю. Олег, – она снова начинает плакать, – я же тебя предала, из-за работы.
– Ещё чего, вот придумала. Ничего ты меня не предала. Забыла? Это была игра…
Кивает.
…кажется, нам получается удержаться, мне удаётся удержать её до того, как она переступит грань.
– Олег, – плачет, – я хочу родить ребёночка.
– Тогда у тебя будет ребёночек, – убаюкиваю.
– Я хочу от тебя.
– Значит, будет от меня.
– А он не будет болеть?
– Мы научим его жить, не нервничая, он никогда не будет болеть…»
Я готова была зафиналить на последнем абзаце гл. 53 )) Они сбалансировали!
В такие неоднозначные истории вкладывается несоизмеримо много эмоций, сил, проработки и выверки, переживаний и проживаний. Они того стоят. Оставляют читателя размышлять, думать и сопереживать.
Спасибо!