Феномен Самосбора

В январе этого года я наткнулся на литературный конкурс. Следует учесть, что в тот момент я пребывал в постоянном поиске подобных мероприятий. Мне были безразличны темы конкурсов. Нужно было писать. И неважно, что именно.

По счастливой, как я сейчас думаю, случайности, я наткнулся на конкурс по литературной вселенной Самосбора. И я погрузился в изучение. Два месяца чтения текстов, изучения статей и общения с людьми, стоящими у истоков сеттинга, дали свои плоды. Я погрузился в тему настолько, насколько это вообще возможно. И разглядел в Самосборе поистине интересный феномен.

Вселенная основана на коротких текстах, написанных в стиле «бугуртов» на имиджборде (интернет-форуме) «Двач». Изначально бугурты, как явление, представляли собой короткие фразы, написанные капсом (заглавными буквами) через знак @. Преимущественно жизненно-раздраженного содержания. То есть таким образом на форумах делились (да и делятся, эта инфа для людей несведущих) житейскими ситуациями, вызвавшими острые негативные эмоции.

Кому пришла в голову идея перенести на такой формат текста фантастику – не знаю. Но он молодец. В виде историй, которые якобы происходят со всеми, началось повествование фантастики. «Необычно, не правда ли?», - спрошу я вас и получу резонный ответ: «Да, но в чем же феномен?». А тут все дело в подаче. У бугуртов по Самосбору есть ЧЕТЫРЕ преимущества перед традиционным сложением текстов.

1) Повествование от второго лица. Тексты, зачастую, начинаются со строчки «Ты – житель 723784278-го блока…». То есть автор, в основном анонимный, с самого начала стирает всякую грань между собой и читателем. «Это не история про несуществующего Васю из Восточного Бабруйска. Этот текст про тебя. Это было с тобой. А что именно было, я сейчас тебе и напомню» — вот такой посыл дает автор читателю с помощью характерного повествования.

2) Лаконичность. Сообществом Самосбора приветствуются бугурты, состоящие из коротких строк. И это не блажь или лень читателей. Это – часть вселенной. Жанрово сеттинг представляет собой Хоррор, построенный на абсурдизме. А самый главный режиссер фильма ужаса в голове читателя – его воображение. Поэтому истории по Самосбору, в точности, как полотна импрессионистов, представляют собой множество фраз-мазков, из которых цельная картина складывается лишь в сознании читателя. И именно поэтому рядовая страшилка в контексте этой вселенной пугает гораздо сильнее.

3) Сюжетоориентированность. Минимум экспозиции. Не нужно описывать персонажа, ведь главный герой – это всегда ты, читатель. Минимум описаний, ведь можно ввернуть всего пару жутких эпитетов, а саму картинку вокруг них дорисует воображение. Причем красочнее, чем это представлял себе автор. Весь текст представляет собой сюжетные рельсы. Каждая фраза двигает повествование. Темп чудовищный. На озирание по сторонам нет времени. Нужно узнать, что же там приключилось в конце и…бац. Все обрывается. У читателя появляется время на подумать. Он прокручивает историю в голове еще раз, но уже во всех визуальных подробностях. И вот именно в этот момент история начинает пугать еще больше. Такой вот отложенный ужас.

4) Советпанк. В сеттинге Самосбора можно пересказать любую страшилку, сюжет ужастика категории Б или второсортную книжонку. Оно напугает. Почему? Да потому что маньяк с бензопилой – сказка. А обезумевший сосед-алкоголик, вдруг начавший исходить черной слизью, прямо посреди знакомой с детства Хрущевки – что-то чересчур напоминающее реальный мир. На самом деле постсоветская антиутопия – тема для отдельной статьи. Но именно этот поджанр и держит, как Атлант в майке-алкоголичке, всю аутентичность Самосбора.

Все немного глубже, чем почеркушки анонимусов на дваче от переизбытка свободного времени, да? Кафкианские мотивы, подчерпнутые из «Замка» в декорациях русской хтонической тоски и с максимально прямолинейной подачей. Я считаю, что такой коктейль можно заслуженно назвать уникальным литературным феноменом 21-го века.

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий