Фэнтези скончалось или поговорим о жанре.
Всем привет!
Все ведь знают что такое фэнтези? Мне например нравится то старое фэнтези, которое писали Говард и Толкиен. И к сожалению не нравится то, во что превратилось фэнтези сейчас. А вам нравится современное фэнтези?
Если нравится- отлично, а если нет- то давайте поговорим на эту тему.
Что лично не устраивает вас? Давайте я расскажу как я вижу эту проблему, со стороны простого читателя, не являющегося писателем, но как человека имеющего некоторый багаж знаний и большую библиотеку фантастики, прочитавшего множество произведений как известных авторов, так и начинающих, как очень сильных произведений, так и совсем паршивых имеющего свой взгляд по данной теме.
Я не отрицаю того, что есть авторы которые пишет хорошо и достойны внимания, но на данный момент меня интересуют не они, а обширная группа тех, кто является могильщиками жанра. Их принято называть графоманами. Но я бы выделил еще начинающих авторов и подростков, так как на мой взгляд что бы называться графоманом надо еще заслужить это гордое звание.
Среди развалов писанины в жанре фэнтези порой найти оригинальное практически невозможно. Начинаю читать аннотацию, а там либо благородный рыцарь, либо очередной Шварцнеггер в образе Конан-варвара, или эльф-маг. И едут они куда то выполнять очередной скучный квест, так как избраны и должны победить осла так как представляют бобра. И все это уныло и скучно, да и юмор которым пытаются снабдить такие опусы не смешной и лохматый.
Зачастую складывается чувство, что читаешь не книгу, а описание этапа компьютерной игры, или же плохой пересказ серии "Игры престолов".
И как мне кажется весь этот бардак происходит по причинам которые я и хочу обсудить с вами. Вообще ошибок в данном жанре допускается очень много и это не орфография и пунктуация, а более серьезные и капитальные просчеты.
1. Первый и самый грустный просчет любого взявшегося писать фэнтези заключается в его уверенности, что для написания произведения любого размера, будь то рассказ или роман не нужно вообще ни чего. Только желание писать и буйная фантазия. А я вижу то, что не знание основ построения рассказа, например построение сюжета и фабулы делают произведение набором бессвязных действий. Наверное надо быть Тарантино, что бы написать нелинейный сюжет как в "Криминальном чтиве", но к сожалению те, кто пишут фэнтези имеют другие фамилии. Кроме знания материальной части нужен еще и житейский опыт и хотя бы минимальные познания в гуманитарных и технических науках. Человек должен как минимум разбираться в том, что описывает. Ведь любой даже придуманный мир и существо будут иметь реальный прообраз или смесь нескольких образов. А то получим повара который шумовкой суп в тарелку разливает.
2. Я беру книгу читаю первую страницу и все, мне неинтересно. Можно закрывать. В чем дело? А в том, что все начинается банально, со штампа и . Например С ПОХМЕЛЬЯ героя или Распития спиртного в трактире. Да типичных ситуаций множество, те кто читает фэнтези приведет мне множество заштампованных начал. Конечно же клише обязательная часть в любом произведении, так как это те особенности, которые делают жанр узнаваемым, а вот от штампов стоит избавляться. Иначе создается ощущение, что автор либо ленив либо бездарен.
3. Героев зовут не Вася и Маша, а Грхелабурдиим и Лорефинауваним. Зачем давать героям не имена, а белиберду? Например Д.Р.Р. Толкиен составлял имена своим героям основываясь на различных знаниях как например скандинавских эпосов и древних языков. И вообще основывался на филологии, любое имя у его персонажа строго выверено. Да и мне как читателю трудно нормально воспринимать героя с незапоминающимся именем. Я не буду говорить, что российский автор обязан всех героев называть нашими национальными именами. Называть можно как душе угодно. Я говорю о том, что имена должны быть воспринимаемыми и запоминающимися.
То же касается непобедимости героя. Особенно этим страдают попаданцы. Все как один либо спецназовцы, либо задроты которые в другом мире вдруг ни с того ни с сего становятся сильными воинами магами. Хотя их участь в хорошем произведении одна- быть убитыми или стань в самом лучшем раскладе рабами. Но в любом случае. Непобедимый герой это зло. Только тягости и лишения делают героя интересным, а вырванная победа является наградой за страдания. И это придает вес герою. А если он Мери Сью, то зачем вообще о нем читать. он же и так не имеет ни каких трудностей. Короче сплошной тухляк и унылость.
Да, не читайте женского фэнтези. Я вот не являюсь женоненавистником, но вот чего не понимаю, так это женского фэнтези. Хотя, быть честным я и мужского фэнтези не понимаю. На мой взгляд так разделять литературу тупо. Можно с такой логикой до котят дойти. Любое произведение может быть или хорошим или плохим и читатель сам должен оценивать стоит ли ему это покупать или читать.
4. Хотелось бы про различные ляпы поговорить, но это отдельная тема. Тут надо приводить примеры из произведений так сказать. Но вкратце ляпы красят плохое произведение. Хоть что то может вызвать улыбку. Конечно же это шутка. Можно остановиться на самых заезженных ляпах. Таких как двуручный меч за спиной. И его не только так переносят, а еще и выхватывают в бою. Мне так сложно представить как можно вытащить длинный меч из такого положения. Еще одним ляпом является использование в выдуманном мире христианской религии как в целом так и её объектов- Дьявола, чертей, Богородицы, антихриста, креста и Ада и Рая. Опять же лень автора или банальное незнание того, что все перечисленное мною присуще только христианству и странно наблюдать эту религию в выдуманном мире. Откуда она там взялась? А вообще ляпов хоть отбавляй. Начиная от мореплавания, батальных и одиночных сражений, заканчивая приготовлением пищи в так любимых трактирах.
5.Законы физики и правила игры.
На Земле существуют законы физики, которые не зависят от нас. Но мы вправе нарушить эти законы, когда пишем фэнтези. Но при этом мы должны установить правила игры в этом мире. Свои собственные законы физики, которые ни кто не может нарушать. А если нарушают, то это должно быть логически обоснованно. Если в нашем мире есть магия, то должны быть и правила пользования этой магией.А без правил эта магия становится обыденной и банальной вещью. Тем более за персонажами которые не подчиняются правилам игры и законам физики неинтересно наблюдать
6. А что с миром? Вот бредут герой или герои по бескрайним просторам выдуманного мира, а их окружает картон. Именно. А нормально функционирующего мира даже в набросках нет. Так слегка обозначено название королевства или царства и все. Конечно многие скажут, что при наличии хорошей истории описание мира не так и важно. Но вот я вспоминая того же Р. Говарда с его Конан-варваром могу рассказать и о Кимерии и об Аквилонии, Нимедии и Офире, да многое о каких государствах могу вспомнить, хоть и не брал уже книги о Конане давно. А Шир с хоббитами? Лично для меня герой живет в мире, а не мир вертится вокруг героя. И это важно. Хотя если все превращено из интересной истории в географический атлас- это так же становится ужасно скучным. Нужен баланс.
7. Ленивый предсказуемый финал. Либо отсутствие финала вовсе. Ну это вообще полный провал и фиаско. Для чего я читал произведение? что бы прочитать продолжение следует? Я что сериал от Нетфликс смотрю? Дайте мой финал, я ведь столько страниц прочитал, столько букв знакомых нашел. Еще хуже, когда читаю и знаю. что произойдет дальше. Возникает вопрос. А зачем мне было вообще это читать?
И последнее пожелание авторам. Не копируйте ваших любимых писателей, не пишите банальщину. Лучше быть оригинальным и написать плохо но своё, чем написать плохо но банальное и заимствованное.
Что думаете на этот счет вы?
Поговорим?