Филип Пулман «Тёмные Начала». Отзыв
«Каждый маленький шаг человека к свободе был поводом для свирепой битвы между теми, кто хочет, чтобы мы знали больше и были мудрее и сильнее, и теми, кто хочет заставить нас быть покорными и смиренными».
Трилогию «Тёмные начала» буду рассматривать по обыкновению в эзотерическом ключе, благо нить повествования и ключевые вехи сюжета тому способствуют. Несмотря на обилие персонажей-детей, кажущуюся ориентацию канвы и характера повествования на подростковую аудиторию, в книге освещаются совсем не детские вопросы. Произведение Пулмана раскрывается в русле гностического мифа, местами совпадающего с магическим мировоззрением. Церковь в образе Магистериума представлена в своей фанатичной форме: они там яростно зациклены на первородном грехе, видя в нём источник всех зол человечества. Хотя, на мой взгляд, искоренить это зло проще простого, ответ таится в самом слове «первородный», корень которого связан с рождением. Иначе говоря, когда люди перестанут рождаться, первородный грех сойдёт на нет. Я скажу даже больше, открою «великую тайну» от Капитана Очевидности: не будет человечества — не будет никаких грехов (да и других проблем). Странно, что отцы церкви и в романе, и в реальности до сих пор не ратуют за всеобщую стерилизацию. Впрочем, завет Господа «Плодитесь и размножайтесь» недвусмысленно даёт понять божественное пастушье желание и неправильное понимание первородного греха некоторыми попами в частности и Магистериумом в целом. Ведь по наивному представлению одного из подразделений Магистериума без рождения люди будут пребывать в раю. То есть будут тупыми бессловесными тварями с зачатками самосознания на уровне лемуров. На вкус и цвет фломастеры разные: у одних мечты стать богом, вырасти дальше, пересечь Порог Вечности, другие грезят о беззаботном животном состоянии.
Сюжет в двух словах: готовится решающее сражение Света и Тьмы. На одной стороне Властитель-Господь с ангелами, Магистериумом-церковью и приспешниками. На противной стороне Люцифер №2 — лорд Азриэл с падшими ангелами и помощниками. Свет здесь представлен мятежниками, борющимися за право познания и развития. Эпичная битва: Азриэл бьётся с новым монархом небес Метатроном, оба падают в бездну и гибнут. Небесное царство проиграло битву, но война не закончена, противостояние началось с самой первой искры творения и закончится со смертью этой Вселенной. Потому что для движения и развития должны существовать полярности: два и более центра масс, сменяющие векторы и направления сил относительно друг друга и центра/середины, создают динамический баланс, который не даёт случиться абсолютному покою, равнозначному полной остановке и небытию. В финале трилогии также подчёркивается необходимость существования Небес, только это должно быть не Царство Небесное, а Небесная Республика. А «res publica» с латинского означает «общее дело», что похоже на демократию, которая в нашем мире показала себя как власть демократов. В общем, логично предположить, что данная затея будет реализована, как всегда, через задницу и одновременно согласно Великому Плану, ведь нужен стимул и причины для продолжения противостояния, а также множество лазеек для искушений и нарушений на всех уровнях мироздания.
В двух словах не получилось. В конце герои расстаются во имя благополучия всех этих параллельных Вселенных. Олег Телемский увидел в этом жёсткое запарывание идеи мятежа. Я вижу в этом вариант исполнения миссии духа главными героями: они получали свой опыт, автор описал это так. Если бы опыт был бы обозначен, что надо похерить весь мир ради собственного счастья и удовлетворения, то так бы и произошло. Просто, если ломать всю Лилу, это начинает мешать остальным эйдосам воплощаться и расти над собой. Тогда сама Игра теряет смысл, деструкция превращается в разрушение ради разрушения, а не ради нового витка развития. Но это так, философия и размышления, поскольку можно рассмотреть концовку под разными углами. Можно увидеть и так, что героиня через жутчайшую боль рассталась со своим деймоном, но в итоге они воссоединились потом, при этом эволюционировав и получив свои бонусы. Так и влюблённые, даже если они ономэ, могут через страдание и жертву расстаться, чтобы обрести большее.
Хотя, честно говоря, мятежный финал смотрелся бы тоже эпично! Бунт в концовке как вишенку на торте можно было бы обыграть даже ради зрелищности. Получилось бы истинно по Плутону: подросткам говорят, что если они не расстанутся навсегда и не закроют все лазейки в соседние реальности, то всем мирам будет очень плохо, а подростки громко забивают хер на этот криво сделанное мироздание и уходят в закат к собственному счастью под саундтрек из мультфильма «Аладдин» — «A whole new world».
Властитель в трилогии Пулмана, подобно своему положению в гностическом и магическом мифе, не Создатель Вселенной, а тоже ангел, который поднялся до демиурга. Здесь мне вспомнилась недавняя дискуссия с моим знакомым. Я утверждал, что человек научился клонировать животных, и это является доказательством цитаты «По образу и подобию Божьему». Мой знакомый же привёл аргумент, что Бог-Отец, он же Яхве, способен вдохнуть жизнь (наделить Источником-эйдосом), а человеку это не под силу. Вот здесь и коренное расхождение. Для меня демиург Яхве — это тоже ремесленник, который однажды был рождён, который сам есть воплощенный эйдос в божественной сущности, он не властен над надбытийным планом. Ведь сами монады есть искры разделенного Абсолюта, они есть частицы, сотворенные Создателями-Старшими с появлением этой Вселенной. Можно для сравнения бросить взор на скандинавскую и древнегреческую мифологии: демиург Зевс был рожден, демиург Один тоже однажды явился плодом божественного размножения. Просто у них корона скромнее, вот они и не заявили себя создателями всего и вся.
Здесь в тему не мешает вспомнить происхождение Господа Йод Хе Вау Хе и Аллаха как его лика. Яхве в древности вообще изображался с внешностью змееподобной ящерицы, когда ещё был мелким божком одного малочисленного израильского народа, что отображено в угаритской западносемитской мифологии. Кстати, внешность эта намекает на возможность, что тот Яхве в древние времена мог быть вполне себе из расы Древних. Ещё на это намекает его жёсткий норов, потому как молодой Яхве тех времён людей и животных «мочил», не стесняясь и не жалея — достаточно вспомнить Ветхий Завет. Аллах был когда-то мелким лунным божком у немногих бедуинов. Посему и остался до сих пор полумесяц как символ ислама. Позже эти божества слились воедино. Тут сложно сказать, была ли это одна сущность под разными личинами, либо Яхве по мере роста сил и своей экспансии забрал это имя для лучшего доверия у арабского населения. Не суть. То есть некогда мелкий божок одного маленького народа вырос, развился, эволюционировал до того уровня, что многие реально считают, что Он является Творцом всей Вселенной.
«ЙЕВО
(yw, финик., угарит.), Йахве (yhwh, иврит), в западносемитской мифологии бог. Широко почитался в Финикии. Бог-покровитель Берита, в местном храме хранились записи мифов, в которых Йево был главным действующим лицом (не известны). В угаритских текстах именем И. назван Йамму. В Палестине Йево (Йахве) — бог-покровитель древнеизраильского союза племён: он, вероятно, был и богом — покровителем Эдома. Ему также был посвящён мифологический цикл, на который очевидно, оказали влияние мифы о Балу (Баал-Хаддаде). Супруга Йахве — Анат; он борется с Йамму и левиафаном и одерживает победу. Образ Йахве рано слился с образом Эла/Эль/Илу. С первой половины 1-го тыс. до н. э. культ этого бога в Палестине приобретает монотеистические черты».
Мифологическая энциклопедия
(забавный момент в романе: русский наливает самогон и называет его водкой. Забавный для тех, кто понимает разницу между ректификацией и дистилляцией)
Люди обожают чёрное и белое, души не чают в крайних полюсах и безапелляционных однозначных суждениях — это всё так вкусно! Посудите сами: когда ты чётко на одной стороне, у тебя есть конкретный противник, обозримый чёткий образ врага и уверенность в своих действиях, огнь пламенный в сердце, что вдохновляет на свершения и подвиги, придаёт сил, в целом помогает эйдосу получить опыт данной грани восприятия и жизни сполна, с бурей эмоций, побуждает до дна испить эту чашу. Ароматная эксклюзивная иллюзия причастности к правильной стороне не оставит равнодушным никого. И ведь действительно для многих душ это будет настоящей схваткой с Тьмой, будет их личной битвой, хотя при этом каждая сторона будет мнить себя Светом, а антагониста — Тьмой. Ибо во Вселенной Инь-Ян, чёрное и белое, сплетённое вместе, разделяется на Добро и Зло лишь условно. А в личном мифе эти полярности смещаются и смешиваются, приобретают индивидуальные оттенки и различной интенсивности полутона. Ещё больше условности абсолютизации Света и Тьмы придаёт тот факт, что многогранная сущность, являясь конгломератом проводников сознания/духа, на каждом из уровней своего существования, даже на точке зрения каждой грани личности может иметь несколько разное представление и понимание вселенской бифуркации. Для примера можно взять мага, который является аватаром древней неземной расы, одновременно является аватаром дочерней расы по отношению к одной из древнейшей, одновременно он является членом магического ордена, одновременно он является человеком с кучей социальных ролей, обязанностей и условностей: муж, отец, гражданин, дееспособный, военнообязанный, врач, мелкий нарушитель закона. Соответственно, по одному и тому же вопросу, исходя из каждой отдельной своей позиции, он может иметь разное мнение.
Если мы взглянем на какой-либо культ, имеющий в своей основе настоящую божественную силу, то увидим как минимум три уровня восприятия знаний и мифологии этой традиции: экзотерический (буква, форма), эзотерический (Путь, мистический) и сакральный (истина, непосредственное восприятие). Зная это, мы можем рассмотреть роли, действия и функции Света и Тьмы и их служителей с разных сторон, заодно и оценить.
Богов и ангелов (старшие расы) можно рассмотреть как пастухов, бережно относящихся к своему стаду овец и помощникам-собакам (младшие расы). Конечно же, они проявляют заботу, ведь они от них и ими кормятся. Эти старшие расы не заинтересованы, чтобы стадо обрело ум и силу, ведь тогда подопечные могут сбежать, а то и вовсе перестанут быть овцами. Поэтому для своей пользы боги и ангелы по мере сил сохраняют уютное болотце, из которого людям так не хочется выползать. Здесь мы видим перекличку трилогии «Тёмные начала» с гностическим мифом, где злой демиург Илдабаоф, он же Яхве, по сути является Тьмой, ибо противится развитию, познанию и свободе человека. А падшие ангелы и их потомки являются Светом, поскольку помогают развитию и возвышению человека. Вспомним здесь змея-искусителя из эдемского сада. Да, многие знания — многие печали, поэтому Адам с Евой и им подобные, встав на путь познания, получают в нагрузку наказание и сложности, связанные с этим процессом. На примитивном экзотерическом уровне они ещё дополнительно «ныне и присно и во веки веков» награждаются первородным грехом. Это первый момент.
При этом все мы знаем внушаемую с пелёнок непререкаемую истину, что Бог и ангелы — это Свет, а демоны — это Тьма. А на эзотерическом уровне мы видим, что и боги, ангелы и демоны помогают развитию человека, только одни делают это кнутом, а другие пряником, одни благодаря, вторые — вопреки. И кто из них кто — тот ещё вопрос.
Вы, полагаю, уже отметили подчеркнутую условность Света и Тьмы: не всё так просто, как написано в канонической Библии.
С другой стороны, боги имеют иной свой бонус от вклада в развитие младших рас. Поэтому для продвинутых индивидов на эзотерическом уровне мы имеем тайные магические знания, существует каббала, мистические течения христианства, исламский суфизм. То есть, те же самые боги и ангелы дают-таки возможность вырваться из стада выше, за пределы. Это второй момент.
А если взглянуть ещё под одним необычным углом зрения, то увидим, что есть раса богов Великих со своими полярностями добрых и злых воинств, есть раса богов Древних с собственными полярностями добрых и злых воинств. Как антагонисты, эти расы в земных мифологиях и культах могут значительно друг друга очернять, сменяя друг друга на троне правления, перемешиваясь, размножаясь друг с другом, воюя, навешивая друг на друга ярлыки Света и Тьмы, Добра и Зла. У каждой древней божественной расы и её помощников, учеников и последователей свои методы воспитания, наказания и поощрения младших рас. Инь, Янь и Хрень в одном флаконе, взболтанные и перемешанные. С точки зрения практической пользы разделение на полюса имеет большое значение внутри каждого отдельного индивидуума — согласно его уровню восприятия, осознанности, воплощения и особенностей маршрута жизни.
«Подумала: разве кому-нибудь станет лучше, если я пойду прямиком к себе в гостиницу, прочту свои молитвы, признаюсь во всем священнику и пообещаю никогда больше не поддаваться соблазну? Разве кому-нибудь станет лучше, если я сделаю себя несчастной?
И я тут же ответила себе: нет. Никому от этого лучше не станет».
Да, в экзотерическом понимании религий всё просто до примитивности: это хорошо, это плохо, поступаешь правильно — попадёшь в рай, делаешь неправильно — окажешься в аду. Памятуя же о пути эйдоса, стремящегося стать Абсолютом, вспомним и о необходимости прожить и постичь ВСЕ грани бытия. Поэтому пробовать нужно всё, что лежит в рамках маршрута воплощения, что является искренним желанием духа, а не прихотью эго. И неважно, какое мнение по этому поводу имеет тот или иной бог для своей неглубоко мыслящей паствы.
P. S.: Всё вышеописанное не противоречит наличию в мире существ, стремящихся к разрушению ради разрушения, противящихся Творению, пусть даже на уровне своей воплощенной сущности.