Фокал персонажа - краткий гайд

Вдруг, да понадобится. (с)
Что это такое?
Вообще дословно фокальный персонаж (focal character) это персонаж в фокусе внимания автора (соответственно, и читателя) в данный момент повествования. Но сейчас обычно термин употребляется для обозначения лица, с точки зрения которого ведется повествование. Грубо говоря, из чьей головы читатель наблюдает за всем происходящим в книге.
Какое оно бывает?
Различают три основных вида фокала:
1. От первого лица.
Плюсы:
- более полное вовлечение читателя в действие, сопереживание герою, отождествление себя с ним;
- более полное погружение во внутренний мир и характер героя, переживания, флэшбеки, воспоминания выглядят тут наиболее правдоподобно;
- отсутствие необходимости каждый раз подыскивать разные слова для обозначения в тексте героя, чтобы избежать повторения (Вальдемар, парень, он, молодой человек и т.д.).
Минусы:
- автор может писать только о тех событиях, которые герой непосредственно видит, или о которых он знает. Нельзя, ведя повествование от первого лица условного Вальдемара, вдруг начать рассказывать, что в это время происходит за тысячу километров от героя, или о чем вдруг подумала условная Жанна, разговаривая с Вальдемаром. Это главная сложность для автора при повествовании от первого лица. Можно, конечно, прибегнуть к такой штуке, как интерлюдия или отступление, но выглядит это так себе, сбивает динамику чтения.
2. Третье лицо ограниченное.
Повествование ведется от третьего лица, но с точки зрения единственного героя.
Плюсы:
- отчасти то же более полное отождествление с героем, что и в первом случае;
- появление точки зрения автора, который более объективно может оценить характер героя, показав его как бы немного со стороны, дав более жесткую оценку, чем это субъективно сделает сам герой при повествовании от первого лица.
Минусы:
- то же самое, что и при повествовании от первого лица. Автор ограничен точкой зрения и перспективой героя.
3. Третье лицо или Всезнающий автор.
Давно такого не читал, хотя в романах XIX - первой половины XX века было стандартом. Автор начинал, например, с описания природы с точки зрения орла, парящего над пампасами, потом рассказывал о событиях в королевском дворце, затем перемещался в хижину в рыбацкой деревушке и т.д. Короче, автор знает все, и повествует обо всех событиях, имеющих отношение к его истории.
Плюсы:
- можно рисовать масштабные события, хоть во всей галактике, не привязываясь к точке зрения главного героя;
- есть возможность делать обширные лирические отступления, рассказывая о мире;
Минусы;
- старомодно и скучновато;
- меньше вовлечение читателя;
- подходит лишь для ограниченного числа жанров.
Есть и другие примеры фокалов. Например, когда повествование ведется поочередно с точки зрения двух и даже более героев. Но такие инструменты используются редко, и надо обладать хорошим писательским скиллом, чтобы удерживать внимание читателя и интригу.
Зачем это надо?
Да ради обычной логики и здравого смысла. Нельзя начать писать от третьего лица ограниченного, а потом вдруг начать ни с того ни с сего описывать внешний образ героини (что попадается сплошь и рядом). Тут обязательно надо извернуться и выдать что-нибудь вроде: "Перед входом в торговый центр она на секунду остановилась перед зеркальными дверями. Из отражения на нее смотрела невысокая девушка лет двадцати пяти, абсолютно лысая. Но больше всего в глаза бросался ярко-алый лак на ногтях. "Надо было делать бесцетный", - подумала она и...".
В общем, надо это, чтобы не "прыгать по головам" персонажей в процессе повествования, и чтобы избежать законных вопросов читателей по логике текста: "А какого, спрашивается...?"