Фредрик Бакман «Мы против вас»

Я не знаю, что должно случиться, чтобы я разлюбила Фредрика Бакмана или разочаровалась в нём. В худшем случае - я могу разочароваться в его новой книге (которая ещё не написана или не вышла), хотя это и представляется весьма сомнительным. Но то, что уже написано им и прочитано мною, - это те самые черепахи, киты, столпы, сваи (что хотите), которые, будучи мощнейшим фундаментом моей любви к данному писателю, возвели его на мой личный пьедестал признания уже теперь навсегда.

«Мы против вас» - это самое что ни на есть продолжение «Медвежьего угла». Было понятно, что оно будет. И смею увериться ещё и в том, что оно будет и дальше.

В прошлом юниорская команда Бьёрнстада ныне разделилась на две взрослых: бывший тренер, бывший лидер и ушедшая за ним бОльшая часть состава теперь возглавили команду Хеда - города-соперника, заклятого врага Бьёрнстада; но костяк, то бишь полюбившиеся нам по «Медвежьему углу» главные герои, они остались с родным клубом. Чтобы драться как заправские Медведи. Только вот будет ли чью честь отстаивать? Ведь клуб Бьёрнстада вот-вот закроют, ледовый дворец тоже и даже фабрику... А там и существование самого города будет под большим вопросом. Не под вопросом оно лишь для одних людей: для фанатской группировки Бьёрнстада. Потому и они тоже будут биться насмерть вне зависимости от того, двенадцатилетний ли это мальчишка или дряхлый старик.

В очередной раз нам предоставляется  отличный случай понять то, что спорт и политика не разделимы, как и любая область жизни и политика. Это страшно. Это такая махина, которая перемелет всех и прокатится ещё сверху. Утрамбует.  В любом городе. В любой стране. И никто и ничего не сможет сделать. Или почти никто и ничего. Потому что власть и деньги не перебороть. Либо же надо быть особенным.

Впервые я настолько однозначно могу ответить на вопрос, о чём эта книга. Она о ненависти. То, что ненависть без любви не ходит, это и дураку понятно. Никуда от этого не деться. Но в первую очередь она вот именно о ненависти: как та рождается, как поселяется глубоко и навсегда, но чаще - нет, не навсегда; как она вдруг перерождается если не в любовь, то во что-то уже и не такое плохое, как отмывает человека словно лечебная грязь или скраб, и через потери и побои он становится лучше. Вот только потери-то уже не вернуть, а тех, кто умер, не оживить... Такова цена перерождения и встречи с собой. С самого начала книги мы знаем, что живыми выйдут не все...

Бакман - нереальный, конечно. Благодаря его буквам и словам, мы начинаем видеть и чувствовать свои собственные мысли: вот же, мы это знаем, это же так понятно, мы так и думали! Но фишка в том, что ни фига мы не видели это и сроду бы не поняли, не прочти у него...

Эта книга открыла мне глаза и на другое (естественно, я могла бы соврать, что и это я тоже раньше знала, просто не до конца понимала, но не буду): мы все - очень разные, и надо научиться уважать других людей, их границы, их взгляды. Потому что они, со своими границами и взглядами, могут быть гораздо лучше нас, таких универсально «хороших» и вписывающихся в общепринятые нормы. Вот только выжить им труднее. А это неправильно. И несправедливо.

Вольно-невольно с самого начала пытаешься сравнивать «Медвежий угол» и «Мы против вас»: по силе воздействия, по мощности событий, по интригам, по пронзительности. До середины (и даже чуть больше) лично для меня вторая проигрывала первой (начало вообще чуть притормаживалось тем, что писатель, пусть и сильно вкратце, но заново  знакомил нас с уже известными героями, дабы, видимо, помочь тем читателям, кто всё же по какой-то причине не встретился с «Медвежьим углом»).  Но дальше всё резко изменилось: с неимоверной скоростью я ушла с головой в воронку чувств, впечатлений и эмоций. И конечно, событий. Да и бывает ли у Бакмана по-другому? Несколько раз я умирала с теми, кто в итоге не умер (он и в этом остаётся верен себе, этот Бакман!), и только под конец, когда смерть стала очевидной, я умерла со всеми остальными, потерявшими любимого человека.

Что касается хоккея, то это просто отдельная жизнь. И отдельная смерть. У каждого - своя, будь то тренер, игрок или директор клуба. Мне ли, обожающей фигурное катание, этого не знать?

Очень крутая книга. Очень крутой автор. Читать. И ждать. Продолжения.