Фредрик Бакман «Вторая жизнь Уве»

Вы удивитесь и скажете: «Какая ты, Юля, странная! Это же самая первая книга Бакмана, благодаря которой он и обрёл известность и признание, а у тебя она - последняя из его прочитанных». Да, так сложилось. И я очень рада, что именно так.

Первой книгой Фредрика Бакмана, оказавшейся когда-то у меня в руках, стала «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения». Её мне подарила подруга. 2/3 я словно взбиралась на гору. Коньковым ходом, который мне никогда не давался. Было желание отложить, но я не пошла на это, ибо знала: книга совершенно точно - стоящая, потому что я очень доверяла выбору человека, подарившего мне её. И вознаграждение не заставило себя ждать. Взобравшись наконец на вершину, я понеслась вниз так, что захватило дух. Тогда ещё я не знала, что это свойственно Бакману: обманывать тебя настолько потрясающе, что ты будешь считать, что всё понял и разгадал, и нет тут ничего интересного, а на самом деле в момент Х он просто перевернёт всё с ног на голову, и ты ахнешь: вот же оно как на самом деле! И клубок стремительно начнёт разматываться, а ты только и будешь, что пытаться поспеть за ним… Его «Бабушка» - она просто меня взорвала: настолько отличалась от других книг и привычных канонов повествования. И вот тогда я что-то понемногу начала понимать про Бакмана.

Дальше я уже сама купила «Здесь была Бритт-Мари». Это было одновременно и некое продолжение (речь шла об одной из героинь «Бабушки»), но в то же время и новая, самостоятельная, история. И знаете что? Именно эту книгу я бы сейчас перечитала. Почему-то кажется, что читала я бы её сейчас уже по-другому. Сейчас, когда я вся такая «выросшая на Бакмане».

Ну, потом я уже стала писать отзывы на прочитанные книги (13 июля, кстати , моему Книжному НЕблогерству исполнился год:)), и вы знаете, что дальше были «Тревожные люди», «Медвежий угол» и «Мы против вас». Две последние стали для меня вулканом. Это был пик. Именно они вывернули меня наизнанку и заставили познакомиться с этой самой изнанкой. И до сих пор она торчит вывернутыми карманами. В ожидании последней книги этой трилогии.

И вот теперь «Уве». Его - первый, а мой - последний. И… это как сходить к психологу. Войти с каменным лицом, цинично усмехающимся про себя и заранее отказав доктору за некомпетентность, ибо, Боже, ну что он скажет мне нового, я же всё про себя знаю? А нет. Не знаешь. Много лет ты мнишь себя непробиваемым и очерствевшим на чувства и эмоции. Но зайдя одним человеком, выходишь ты вдруг совершенно другим: глаза красные, нос хлюпает, руки трясутся, сердце - то ли в темечке, то ли  в пятках, а ты - комок сострадания, сопереживания и любви. Таким ты себя не знал. Таким тебя знал только Бакман. Он и есть твой психолог.

Перелистывая последнюю страницу романа, и, казалось бы, всё зная про себя ранее, я открывала себя заново. Сердце разрывалось, душа плакала, а по телу бежали мурашки… «Уве» занял своё, практически единственно-оставшееся место.

Итак, на свете живёт Уве 59-ти лет от роду, брюзга и зануда, по сути отшельник. Ну, как живёт? Скорее планирует умереть. Не от простой, конечно, судьбы. А потому что совсем недавно потерял свою единственную и любимую - жену Соню. И оказалось, что жить без неё он просто не умеет. Да и не хочет. И другие люди ему не нужны. Что он всячески и демонстрирует им. Только вот эти самые другие люди, мало того, что регулярно мешают ему осуществить так хорошо спланированное «умереть», так ещё и, не церемонясь, вторгаются в его жизнь и дом. Только что въехавшая в соседний дом семья слегонца сумасшедшей беременной персиянки с мужем и двумя девочками, юнец-почтальон и его (но при этом не его) «голубоватый» друг-бариста, манерный сосед на неправильной машине (ибо не Сааб), бывший лучший друг, он же - заклятый враг, с прогрессирующим Альцгеймером,  и его жена, а ещё ненормальная журналистка - всем им постоянно что-то надо от Уве! Который всего лишь просто хочет умереть. А может, дело в том, что не только им от него что-то надо, но нужен он сам? Ведь хорошие люди с большим сердцем всегда кому-то нужны. А за маской зануды и брюзги очень часто скрывается именно такой человек - с большим сердцем. И конечно, мы снова будем умирать вместе с героями, а потом - просыпаться с ними же. Потому что у Бакмана не бывает так просто: раз - и умер…

Каждый раз этот нереальный писатель проделывает один и тот же фокус: заставляет нас узнать самих себя глубже, сделать МРТ своих человеческих качеств. Через своих героев, через свои истории, через любовь и ненависть. Каждый раз он доказывает тебе неоспоримое: ты - человек, и у тебя есть сердце. Возможно, такое же большое, как у Уве.