Где найти вдохновение писать?
Когда мы садимся писать, порой мы не знаем, о чем, и либо сидим перед пустым листом, либо строчим неведомо откуда взятые строки. Когда в сознании есть готовый образ, сцена, фраза – мы уже богачи, словно выпросили у Неведомого благословение.
То есть наша история словно спрятана в недрах бессознательного, и наша задача выманить ее оттуда. Процессы, протекающие в глубинах нашей души, не имеют логики, свойственной сознанию, а потому результат этих процессов может быть непредсказуем, необычен, оригинален и способен поразить нас самих. Это его мы обычно называем творчеством.
1.Сформулировать вопрос, который волнует писателя. Я про это много писала, например, здесь. Писателя должны волновать вопросы жизни, смысла, мира настолько, чтобы от ответов зависело его собственное существование. Дневники великих писателей полностью подтверждают этот тезис. Вопрос, который писатель формулирует для себя в сознании, является запросом бессознательному, образно выражаясь, вы подали библиотекарю квиток с запросом, библиотекарь ушел в недра архива. Ждите.
2.Загружать бессознательное знаниями, впечатлениями, эмоциями. Бессознательное оперирует таким количеством деталей и масштабом всего, что мы прочли, испытали, узнали, наше сознание не вмещает и 10% этого и, конечно, результат работы одного лишь сознания не может идти ни в какое сравнение с результатами бессознательной части творчества. Вот тут важно теперь, что в нас «загружено». Одни пользуются лишь личными впечатлениями о жизни по типу обыденного человека. Другие жизнь исследуют, изучая опыт и знания тех, кто ставил вечные вопросы. Также важно, какой запрос в этот архив души у писателя. Удивительно и то, что при наличии запроса во внешней жизни писателя могут случиться события, которые сгенерируют нужный опыт, впечатления, знания, которых бессознательному не хватало для ответа на этот запрос.
3.Приманить поток и испытать озарение. Сначала мы пишем нечто, что потом может быть стерто. Мы пишем это нечто ради того, чтобы потом хлынул поток. Сначала мы выписываем всю пустую трескотню мозга, он считает, что сюжет должен идти так, герой выглядеть как-то эдак, он хочет умных фраз в диалогах героев, он пытается закрутить предложения в красивости. Дело может идти очень туго или наоборот, мозг накопил понимания, как надо, и несется во весь дух. Но все это нужно ради одного: чтобы хлынул поток бессознательного. Когда и как это произойдет – неведомо никому. Вы можете писать месяц роман, а затем, подметая полы понять, как надо было его начать. Все, это в недрах бессознательного созрел ответ на запрос. Можно вычеркивать написанное до этого момента и начинать творить по-настоящему, отдавшись потоку.
«Неожиданное вдохновение приходит только тогда, когда ему предшествовало многодневное добровольное усилие, которое казалось совершенно безрезультатным и не предвещало никаких ценных открытий, а выбранный путь предположительно вел в тупик. Однако эти усилия не были столь бесплодны, насколько можно было судить: они запустили машину бессознательного, которая иначе не начала бы работать и ничего не смогла бы произвести»
Анри Пуанкаре, математик
4.Быть в тишине. Математик Пуанкаре, описывавший озарения, психотерапевты Р.Мэй, К.Г.Юнг, исследовавшие процессы творчества, и другие отмечали необходимость «чистого сознания». Р.Мэй говорил, что современные люди боятся тишины и одиночества: бесконечное пролистывание соцсетей, интернетных страниц, звуки музыки или аудиоинформации, фильмы или клипы – шум и смена кадров – это постоянная занятость сознания. Иллюзия жизни, иллюзия деятельности. Зачастую этот страх оказаться в пустоте оправдывается «мне нужна инфо или впечатления для творчества» (см.пункт 2, а это не одно и то же). Мы ждем большую рыбу из глубины, нам нужно замереть, нам нужна тишина, все мелкие рыбешки у берега – у нашего разума – должны утихнуть. Рыбаки ждут часами.
5.Менять вид деятельности. Интересный факт, прорыв из бессознательного происходит зачастую в промежутке смен деятельности, выхода из напряженной работы и тишины (пункты 3 и 4), словно в перепаде напряжения энергии происходит физически-психический процесс распахивания двери из сознания в бессознательное.
Взаимодействие с бессознательным – одно из таинственных и волнующих событий, которые подсаживают на творческий процесс всех, кто его испытал, я его называю таинством. Но очень часто я вижу, как люди убеждены, что они просто садятся и пишут. И да, многие так и делают, особенно в условиях сегодняшней быстрой жизни. Не ждут вызревания запроса, не видят, как действует бессознательное в поисках ответов, как моделирует ситуации внутри и снаружи, не готовы уничтожить проделанную работу, если нахлынуло бессознательным озарение, не ищут этого озарения, не понимают больше, что только оно сделает их книгу стоящей. Творчество – это до сих пор тайна человека.
__________________________________
Анна Гутиева
Книга "О чем кричит редактор" для писателей будущего здесь
По вопросам редактуры и литературного анализа текстов сюда
Статьи и посты по психологии творчества в телеграм-канале @editor_gutieva, а также на яндекс.дзен Птица вещая