Герои и Архетипы
Думаю, каждому писателю знакомо чувство, когда сюжет «не идет». Вроде бы все есть: представление о сюжете, о героях, – садись и пиши, но нет. Ступор. В чем же дело? И первое, что приходит на ум – это отсутствие вдохновения. Естественно, что у каждого писателя есть свой подход, и одни – «садовники», пишут интуитивно, поэтому вдохновение у них не на последних позициях по значимости, а «архитекторы» – планируют и пишут, но наличие плана не гарантирует, что текст польется рекой и все сядет так, как надо.
Одной из причин такого состояния является не отсутствие ресурсов, которое часто подразумевают под фразой «нет вдохновения». И, кроме этого, найдутся еще причины, только сейчас мы будем говорить не о проблемах личности писателя, а о его произведении. Так вот, причиной чаще всего выступают персонажи – двигатели сюжета и его непосредственные участники.
Непроработанный персонаж по всем его граням рано или поздно станет камнем преткновения, его проработка выйдет во главу угла, и в этом случае тема «Архетипов» может стать спасательным кругом, придаст герою глубину.
Что такое архетип? Этот термин пришел в мир, благодаря трудам психиатра К.Г.Юнга. Его «Аналитическая психология» покорила умы и сердца людей и применяется во многих областях.
Юнг рассматривал модель психики, разделяя ее на уровни: сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное и самость. Архетип «живет» на уровне коллективного бессознательного и является «универсальной мыслительной формой (идеей), содержащей значительный эмоциональный потенциал».
Архетип – это образ и роль, в которую мы попадаем под влиянием ситуации, – бессознательно, – повинуясь глубинным законам коллективной психики той системы, к которой мы принадлежим, и это поведенческие программы, которые выражаются в:
- главном желании человека;
- целях и ценностях;
- эмоциях;
- страхах;
- стратегии и логике;
- социальном и индивидуальном аспектах.
Это целый спектр, который позволяет заглянуть в глубину героя, его прошлое и предпосылки тех событий, что отражаются в сюжете. Это универсальная «отмычка» к сущности персонажа, его личности и его истории.
Но чаще всего в писательстве архетипы используются в качестве элемента сюжета или функции персонажа, и очень мало книг, описывающих использование архетипов для развития героя.
Так уже классической схемой стали следующие архетипы в сюжете (как функции):
- Король/Отец;
- Королева/Мать;
- Мудрец/Наставник/Учитель;
- Воитель;
- Волшебник/Шаман;
- Трикстер
- Художник
- Любовник;
- Бунтарь.
И именно это может стать ловушкой.
Главная ошибка в проработке, которую совершают довольно часто: архетип, словно одежду, надевают на персонажа, загоняя его в жесткие рамки одной поведенческой роли. Именно поэтому техника, которую я разработала специально для писателей, и называется «Театр персонажей». Почему театр? Потому что в одном человеке существует целый театр архетипов, одни из которых – ведущие, а другие – ведомые. Так и в герое соседствуют и вполне могут уживаться несколько архетипов. Именно они складываются в общую «мозаику» личности персонажа по определенным принципам и объединяются вокруг основного архетипа, который, словно маршал командует парадом.
Именно соединение нескольких архетипов с добавлением архетипа функции, позволяет раскрыть героя. Такой подход дает ясное понимание реакций персонажа на ситуации, его подход в решении проблем, его прошлое и где искать тайны, позволяет прописать арку роста или падения (зависит от вашего сюжета).
Приведу пример. Устраиваясь на работу, вы оказываетесь в рамках должности. И именно она направляет ваши действия, но при этом вы – личность, которая вполне может не умещаться в эти рамки, поэтому в «умных» организациях есть возможность для сотрудника проявить себя (жаль, что их мало). Таким образом, должность лишь оказывает влияние на ваши действия, но то, как они совершатся, и какая при этом будет эмоциональная окраска зависит от вашей личности. Так и наши персонажи ограничены сюжетной функцией – должностью, которая в базе может иметь определенный архетип, но при этом ведущим он может не являться, так как в вашей личности, как и в личности героя, будут доминировать совсем иные архетипы.
Так владелец организации по функции – Король, а на деле может оказаться Любовником или Бунтарем. Очень часто я вижу путаницу у авторов, которые пробуют использовать архетипы в работе, именно в этом. Но это лишь верхушка айсберга.
Работая с архетипами, вы с легкостью создадите цель персонажа и внутренний конфликт, обнаружите его «призрака из прошлого» и то, какие ценности лежат в основе его поступков (или не лежат), в результате появятся начальная и конечная точки арки героя. Только не опирайтесь в разработке на один архетип, если конечно вы не пишите патологию. Именно при ней есть «одержимость» одной ролью, идеей – одним архетипом. Так что, прописывая антигероя или антагониста, сочетайте тип личности и ведущий архетип, это даст вам необходимую глубину и особенности разрушения (как внутреннего, так и внешнего) этих персонажей.
Даже на уровне сюжета (если, конечно, вы не берете за основу канонический вариант «Путешествия героя») подход, не загоняющий вас в рамки одной функциональной роли, даст более эффективный результат.
Практически невозможно раскрыть такую многогранную тему в рамках небольшой статьи, но надеюсь, вам было интересно, и вы вынесли для себя полезное зерно.
Автор статьи: писатель Виктория Райт