Гор.фэнтези + славянская мифология + сказка = «Ключ»

Всем привет! Сегодня мы поговорим о том, чем занимались бы персонажи славянских сказок, живи они среди нас в наше время. Да-да, сказки это не вымысел, но известно об этом не всем, а о самом главном в сказках не говорят - зачем русалкам, лешим и горынычам ходить по нашей земле? Героям романа-сказки «Ключ» придется не только самим разобраться в законах мироздания, но и распутать детективную историю о пропаже детей-полукровок, не раз проверив друг друга на прочность и незаметно для самих себя пройти путь классических сказочных героев в антураже провинциального российского городка.

«Ключ» — первая книга в цикле, но не взирая на то, что есть еще и продолжение, данная книга весьма самостоятельное, законченное произведение.

А еще у книги есть совершенно потрясающая аудио-версия (мое почтение декламатору: у Александра Ильинского просто потрясающий голос, идеально подходящий к данному произведению!)

📖 Аннотация:

Что если народные сказки о царевне-лягушке, Финисте Ясном соколе и прочих чудесных существах вовсе не выдумки? Что если русалки и драконы и сегодня живут среди людей, только не все об этом догадываются?
Вот ты женился на лягушке и в сердцах швырнул в огонь ее кожу: пусть теперь всегда будет Василисой Прекрасной, а то неудобно как-то. Она психанула и сбежала. Придется теперь ее искать. Но ни Бабы Яги, ни Кощея Бессмертного в современном городе нет. Что же делать?

►Рекомендую

Любителям славянского и прочего фольклора - в книге интересным образом обыгрываются тропы европейских сказок, живописно дорисовывая там, где в сказках остается недосказанность и приправляя всё это историей безнадежной любви, которая обречена… Обречена ли?

►Первое впечатление

Положительное. Книга легко читается, за колоритными персонажами интересно следить. Их чувства и мысли описаны живо и при этом они не идеальны, герои позволяют себе злиться на окружающих и себя, мечтать так, словно никто не узнает и любить, словно завтра никогда не наступит. Правила мира просты и понятны, при этом подаются нам через призму восприятия персонажей, для которых всё в новинку, что усиливает нашу с ними связь. Сама история при этом законченная и не оставляет ощущения недосказанности - каждый герой проходит свой путь до конца и у каждого он свой.

►Сюжет

Здесь есть всё, что можно ждать от сказки - главный герой, совершивший ошибку и ищущий пути решения, волшебные помощники, так кстати пришедшие на помощь, злодей, творящий зло, потому что решил, что ему видней как надо. Но каждый из этих тропов при этом умело обыгрывается или даже разрушается, начиная с того, что наш герой отнюдь не Иван Царевич, а его волшебные помощники - полукровка из миграционной службы, выдающий (случайно) себя за детектива и русалка, только-только сошедшая на берег.

Структурно книга делится на три части, четко отделяя завязку, конфронтацию и развязку. Здесь всё как по учебнику - в первой части мы узнаем правила мира, у героев выбивают почву из под ног и им не остается ничего, кроме как действовать.

Во второй части, бросившись в погоню за злодеем, герои естественным образом сталкиваются с трудностями, не рассчитав своих сил. И речь идет не только о злодее, который в отличие от них долго готовил свой коварный план и просчитал шаги наперед. Сам мир, полный строгих правил бросает персонажам вызов, ни для кого не собираясь делать исключений. А тут еще и как назло все эти чувства…

В финальном акте герои наконец оказываются лицом к лицу с местным Кощеем, однако главную битву придется вести не с ним. Развязка зависит не от битвы со злодеем, как это ожидалось, а от битвы с самим собой. Принятие сложных решений, поиск себя и того что героям действительно важно является точкой сюжета. Именно это показалось мне интересным.

Однако кое-что всё же меня расстроило и это вряд ли кого-то еще зацепит, но не сказать об этом я не могу. Всю книгу нам рассказывали о строжайших не то традициях, не то законах, так и не объяснив их природу, лишь повторяя что “стихия своё возьмёт”. Всю книгу я ожидала некоего свержения устоявшегося порядка, победы над системой, а её не состоялось. В чем главный твист конца я раскрывать, конечно, не буду, но сам факт того, что вместо победы над системой мы имеем из ниоткуда появившееся новое правило которое удачно встраивается в эту систему делая героев победителями, мне не понравился. Это совсем не портит развязку, но кто-то из читателей, возможно, со мной согласится.

►О героях

За персонажами книги крайне интересно наблюдать, так как несмотря на высокие ставки и гонку со временем в попытке остановить Крысолова, автор дарит нам возможность заглянуть к ним в голову. Не поверить в то, что твориться у них в головах невозможно - там и попытки оправдать свои опрометчивые поступки, торговля с собственной совестью, самовнушение - все те диалоги с самим с собой, которые не замечаешь, пока не увидишь как они могут быть нелепы, а порой, трогательны со стороны.

Денис - комический персонаж. И пусть в начале кажется, что он главный герой, быстро понимаешь, что это он на самом деле помощник, а не наоборот. И помощник он в духе Осла из Шрека. Однако несмотря на его эгоистичный поступок, недальновидность и опрометчивость он быстро располагает к себе легкостью на подъем, чувством юмора, верностью к потерянной супруге и искренней самоотверженностью по отношению к новоприобретенным друзьям. Он быстро жалеет о своем поступке и действительно готов сносить три пары железных сапог ради прощения любимой.

Ассо - брошенная на середину реки, она быстро учится плавать, как бы абсурдно ни звучала данная метафора по отношению к русалке. Её красота и непорочность внутри и снаружи в начале немного раздражает своей карикатурностью, но затем пленяет своей искренностью, особенно к середине книги - чего стоят совершенно детские вопросы Ассо к Матвею, от которых начинаешь задумываться - а действительно, ну зачем всё так сложно?.. И тем не менее, ей приходится взрослеть. Даже не смотря на роль “дамы в беде”, Ассо принимает важные решения, поступает смело и только так, как ей велит сердце.

 

 

 

Ассо, рисунок замечательной художницы Дианы Аджиумеровой

 

 

 

 

 

 

 

Матвей - мой самый любимый персонаж. На первый взгляд он кажется несерьезным - частный детектив - это розыгрыш, в который он вжился с годами, постоянные уколы в адрес Дениса, бесстыдно дырявые носки и ни капли сожаления о сгоревшем офисе. Но всё это лишь его броня, его прикрытие. Матвей кажется независимым, но на самом деле он одинок. Являясь наполовину человеком, наполовину кромешником, он чужой в обоих мирах и понимает это. Мы также узнаем о нем как о заботливом по отношению к матери сыне, которого бросил отец, что не могло не оставить отпечаток на его характере. Даже когда он идет на поводу у своих чувств, словно забывая всю безнадежность ситуации, мы не можем не сопереживать ему, позволяя ему минуты слабости. Ему так не хватало тепла и теперь, когда в его сердце наконец появились чувства, ему приходится волевым усилием держать себя в руках, но не ради себя, а ради той, для кого такие отношения будут бесперспективны - за этим внутренним конфликтом крайне интересно наблюдать.

Велемир - телеведущего местного канала и через него нам раскрывается ксенопсихология кромешников. Он знает, насколько он красив и обаятелен и умело этим пользуется, помножая внешние данные на магию обворожения, свойственную всем русалкам. Его нисколько не мучает совесть за манипуляции людьми, он использует окружающих как ресурс и наслаждается этим. Казалось бы сущий подонок, но он никому не желает зла, а все с кем ему приходится иметь дело, жаждут его компании и в целом довольны положением вещей. При этом он трезво осознает, что здесь, в провинции, он бог, а в Москве он просто не выдержит конкуренции. Он не рвется за большим и эта трезвость рассуждений и контроль собственных амбиций развеивают его кажущийся поначалу безрассудным нарциссизм.

►Мироустройство

Оказывается, среди нас всюду ходят самые разные сказочные существа - кромешники. Они же нежить, они же фейри, какие-то полностью подходящие под распространенное среди людей описание, например русалки, а какие-то лишь отдаленно похожие на свои сказочные камео - взять тех же змеев-горынычей. Они живут сотни лет, обладают волшебной силой и, естественно, сильно отличаются от людей в своем отношении к жизни.

Волшебство кромешников сначала ограничивается наведением морока и контролем родной для них стихии, потом эпизодически появляются телекинез и некая способность к преодолению стен и дверей. В книге не объясняется, как именно всё это возможно и сами пределы волшебства раздвигаются с каждым вторым сюжетным поворотом. Русалка может мгновенно высыхать по желанию, очаровать тебя, а когда ее волшебные силы украдены, оказывается, что дышать под водой это тоже магия, а не часть ее организма. К финалу окончательно становится ясно, что магия здесь служит лишь для удобного хода сюжета, особенно когда она предстает перед нами как волшебный план, “зачарованный лес”, который у каждого свой и о котором смутно понятно, что он работает как раз по сказочным законам - найди метафорическую Бабу Ягу и победи метафорического Кощея. Если бы книга не была законченной историей, у меня бы возникли сотни вопросов о том, какие последствия могут быть для мира от всех тех открытий и возможностей, которые открываются в финале. Все эти новые вводные способны перекроить только-только построенный перед нами мир полностью! Однако внимательный читатель увидит за многими решениями автора знакомые сказочные сюжеты.

В сказках, а перед нами именно сказка, магию не нужно понимать, нужно лишь знать о ней, как мы не понимаем физиологию и анатомию избушки на курьих ножках, но знаем, что чтобы в нее войти, надо сначала попросить её повернуться к нам передом, а к лесу - задом. Несмотря на ранее упомянутое отсутствие у оной окон и дверей и невозможность определить, где у нее, собственно, зад.

►Язык повествования

Книга читается очень легко, она написана простым, будничным языком. Он рисует повседневность знакомыми словами, не утяжеляя повествование живописными описаниями, а наоборот, приземляя нас, как бы напоминая, что мы вообще-то в провинции, на отшибе, здесь серо, грязно, часто идет дождь и коммунальные службы не справляются.

Однако мне лично не понравились некоторые обороты, от которых отдавало странными мета-комментариями. Когда персонаж описывает то, что перед ним предстает словами “город выглядел как в кино про пост-апокалипсис” - это конечно роднит нас с ним - “ха, я тоже смотрел кино про пост-апокалипсис, я представляю, как это!” - но одновременно очень обедняет язык книги. Таким образом, понадеявшись на опыт читателя, автор лишает себя возможности передать читателю истинные чувства персонажа, его личный взгляд, вызвать у читателя тонко спланированные ощущения.

►Общее впечатление.

Положительное!

Я люблю, когда сказочные сюжеты адаптируют для современного читателя и приправляют их оригинальными идеями. А когда дело касается условно славянских сюжетов, я всегда поддержу автора. Метамодернистская тенденция возвращения к корням, присвоения (в хорошем смысле) и переосмысления классических сюжетов не так давно вошла в обиход у русскоязычных авторов и читателей, но продолжает набирать обороты и “Ключ” - достойный представитель этого жанра!

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий