Гульзар - великий поэт

Гульзар оставил неизгладимый след в сердцах любителей музыки своим беспрецедентным вкладом в киноиндустрию. Его музыкальные композиции услаждают слух и до сих пор правят нашими сердцами. Помимо песен, отношения Гульзар с болливудской актрисой Раахи также были в центре внимания в 1970-х годах. Хотя пара, которая была по уши влюблена друг в друга, связала себя узами брака в 1973 году, их супружеская жизнь длилась недолго. Талантливая актриса рассталась с Гульзар в 1974 году. 

Гульзар родился в сикхской семье под именем Сампуран Сингх Калра, в семье Махана Сингха Калры и Суджан Каур, в Динеокруг ДжеламБританская Индия (современный Пакистан). В школе он читал переводы произведений Тагора, которые он называл одним из многих поворотных моментов в своей жизни. Из-за раздела его семья разделилась, и ему пришлось бросить учебу и переехать в Мумбаи (тогда он назывался Бомбей), чтобы содержать свою семью. Сампуран брался за множество мелких работ в Мумбаи, чтобы заработать на жизнь, в том числе в гараже в Vichare Motors на Белласис-роуд (Мумбаи).  Там он подкрашивал поврежденные в авариях автомобили, смешивая оттенки краски, по его собственным словам: «У меня был талант к цветам». Его отец упрекал его в том, что он изначально был писателем. Он взял псевдоним Гульзар Динви, а позже просто Гульзар. В интервью телеканалу Rajyasabha TV он рассказал, что ему нравилась его работа в качестве художника, поскольку она позволяла ему одновременно читать, писать, учиться в колледже и участвовать в PWA (Ассоциация прогрессивных писателей). 

Именно во время его общения на воскресных собраниях PWA Шайлендра и Бимал Рой уговорили его присоединиться к фильмам. Гульзар начал свою карьеру под руководством режиссеров Бимала Роя и Хришикеша Мукерджи. В его книге «Рави Паар» рассказывается о Бимале Рое и агонии творения. Он начал свою карьеру в качестве автора песен с музыкальным руководителем фильма «Бандини» (1963). В кино он нашел среду, связанную с литературой, в группе, с которой работал, в том числе в Бимале Рое, большинство фильмов которого были основаны на литературных произведениях.  Шайлендра, который написал остальные песни в фильме, попросил Гульзара написать песню «Mora Gora Ang Layle», спетую Латой Мангешкар

Режиссер и продюсер Хришикеш Мукерджи, фильм 1968 года «Ааширвад» имел диалоги и тексты, написанные Гульзаром. Тексты песен и стихи, написанные Гульзаром, придали поэтический атрибут и «столь необходимое дополнительное измерение» роли Ашока Кумара в фильме. За эту роль Ашок Кумар получил награду за лучшую мужскую роль на кинофестивале Filmfare и на Национальной кинопремии.  Лирика Гульзара, однако, не привлекла особого внимания до альбома Khamoshi 1969 года, где его песня «Humne Dekhi Hai Un Aankhon Ki Mehekti Khushboo» (букв., «Я видел аромат этих глаз») стала популярной. Ганеш Анантараман в своей книге «Мелодии Болливуда» описывает лирику Гульзара с намеренным смешением чувств как «дерзко вызывающую». Для фильма 1971 года «Гудди» он написал две песни, из которых «Humko Man Ki Shakti Dena» была молитвой, которую до сих пор поют во многих школах Индии. 

Как автор текстов, Гульзар был тесно связан с музыкальным руководителем Рахулом Девом Бурманом. Он также работал с Сачином Девом БурманомШанкаром ДжайкишаномХемантом КумаромЛаксмикантом-ПьярелаломМаданом МоханомРаджешем Рошаном и Ану Маликом.  Гульзар работал с Салилом Чоудхури в фильмах «Ананд» (1971) и «Мере Апне» (1971); Мадан Мохан в «Маусаме» (1975), а в последнее время с Вишалом Бхардваджем в «Маачис» (1996), «Омкара» (2006) и «Камини» (2009); А. Р. Рахман в фильмах «Дил Се.» (1998), «Гуру» (2007), «Миллионер из трущоб» (2008) и «Рааван» (2010) и Шанкар-Эхсаан-Лой в «Bunty Aur Babli» (2005).  Гульзар черпал вдохновение из песни Амира Хусрова «Ay Sarbathe Aashiqui», чтобы написать песню «Ay Hairathe Aashiqui» для фильма Мани Ратнама на хинди 2007 года «Гуру», музыку к которому написал А. Р. Рахман[21] Другой хит Ратнам-Рахмана, «Chaiyya Chaiyya» из альбома Dil Se., также был написан Гульзаром на основе суфийской народной песни «Thaiyya Thaiyya» на стихи поэта Булле Шаха[22] За еще одну совместную работу с Рахманом в голливудском фильме Дэнни Бойла 2007 года «Миллионер из трущоб», Рахман и Гульзар получили премию «Оскар» за лучшую оригинальную песню за песню «Jai Ho» на 81-й церемонии вручения премии «Оскар». Песня получила международное признание и принесла ему премию «Грэмми» в категории «Грэмми» за лучшую песню, написанную для кинофильма, телевидения или других визуальных средств массовой информации.  Он также написал песню для пакистанской драмы «Shehryar Shehzadi», и эта песня «Teri Raza» была спета Рекхой Бхардвадж и написана Вишалом Бхардваджем.

После написания диалогов и сценариев для таких фильмов, как «Ааширвад», «Ананд» и «Хамоши», Гульзар снял свой первый фильм «Mere Apne» (1971). Фильм был ремейком бенгальского фильма Тапана Синха «Апанджан» (1969). Мина Кумари сыграла главную роль Ананди Деви, старой вдовы, оказавшейся между местными драками безработной и измученной молодежи. Смерть Ананди Деви в одной из драк заставляет их осознать тщетность насилия. Фильм получил оценку «Выше среднего» в прокате.  Затем он снял «Паричай и Кошиш». Фильм «Паричай» был основан на бенгальском романе «Rangeen Uttarain» Раджа Кумара Майтры и вдохновлен голливудским фильмом «Звуки музыки».  Он написал историю Кошиша, основанную на борьбе, с которой столкнулась глухонемая пара, в которой Санджив Кумар получил Национальную кинопремию за лучшую мужскую роль.  В 1973 году он снял фильм «Ачанак», вдохновленный делом об убийстве 1958 года «КМ Нанавати против штата Махараштра», а сценарист Ходжа Ахмад Аббас был номинирован на премию Filmfare за лучший рассказ.  Позже он снял фильм «Аанди», основанный на романе Камлешвара на хинди «Kaali Aandhi». Наряду с различными победами и номинациями, фильм также получил премию критиков Filmfare за лучший фильм. Хотя считалось, что фильм основан на жизни бывшего премьер-министра Индии Индиры Ганди, фильм был основан на жизни Таркешвари Синха. В 1975 году фильм был запрещен к показу в кинотеатрах.  Его следующий фильм «Хушбу» был основан на романе Шарата Чандры Чаттопадхьяя «Пандит Машай». Его «Маусам», получивший Национальную премию за 2-е место в номинации «Лучший художественный фильм», награды Filmfare за лучший фильм и Filmfare за лучшую режиссуру, наряду с шестью другими номинациями на премию Filmfare, был основан на рассказе «Погода» из романа Эй Джей Кронина «Дерево Иуды». Его фильм 1982 года «Ангур» был основан на пьесе Шекспира «Комедия ошибок». 

Гульзар в основном пишет на урду и пенджаби; а также несколько других языков, таких как брадж бхашахариболихарьянви и марвари. Его поэзия написана в строфе типа Тривени.  Его стихи опубликованы в трех сборниках; Чанд Пухрадж КаРаат Пашмини Ки и Пандра Паанч Пачаттар. Его рассказы публикуются на языках Raavi-paar (также известный как Dustkhat в Пакистане) и Dhuan (дым). 

Для кампании за мир «Аман ки Аша», совместно начатой ведущими индийскими и пакистанскими СМИ, Гульзар написала гимн «Nazar Main Rehte Ho», который был записан Шанкаром Махадеваном и Рахатом Фатех Али Ханом.  Гульзар написал газели для альбомов маэстро газели Джагджита Сингха "Marasim" (1999) и "Koi Baat Chale" (2006). 

Гульзар написал тексты песен и диалоги для нескольких сериалов Doordarshan, включая «Книга джунглей», «Алиса в стране чудес», «Привет, Зиндаги», «Гучче» и «Потли Баба Ки с Вишалом Бхардваджем». Совсем недавно он написал и озвучил для детской серии аудиокниг Karadi Tales.  Гульзар также связан с Aarushi, фондом Eklavya, неправительственной организацией, базирующейся в Бхопале, штат Мадхья-Прадеш, работающей в области образования.  Он писал рассказы и стихи для журнала «Чакмак». Гульзар также работал в болливудских фильмах, таких как «Ананд», «Mere Apne», «Omkara» и многих других.

В апреле 2013 года Гульзар был назначен канцлером Университета Ассама.

Гульзар женат на актрисе Раакхи. У пары есть дочь Мегхна Гульзар.

Но…

Они расстались всего через год после рождения дочери Мегхны.

Судя по всему, отношения испортились, когда Ракхи захотела вернуться в кино, и проект «Любовь – это жизнь» развел пару окончательно. Сообщается, что Гулзар окрестил Ракхи «самой длинной короткометражкой в своей жизни».

Правда, есть более скандальная версия этого расставания. Согласно BollywoodShaadis.com, Гульзар снимал романтическую драму 1975 года "Андхи (Гроза)" среди заснеженных пейзажей Кашмира. Раахи также сопровождала Гульзар на съемках. После дневных съемок актеры и члены съемочной группы устроили ночную вечеринку. Сучитра Сен и Санджив Кумар также присутствовали. Санджив, очевидно, был слишком пьян, и когда Сучитра попыталась уйти, он остановил ее.

Кто-то рассказывал, что он поймал Сучитру за руку и отказался отпускать ее, даже когда актриса хотела пойти в свою комнату. Поступок Санджива Кумара привел актрису в ярость. Именно тогда Гульзар вмешался, чтобы успокоить ее. Он проводил Сучитру Сен в ее номер в отеле. Он задержался там на два часа, а когда вышел, то столкнулся с женой, которая была просто в бешенстве, поскольку она подозревала, что между ее мужем и Сучитрой Сен назревает роман. Ракхи отправилась на встречу с Гульзаром, чтобы попросить его разрешения подписать контракт на ее следующий фильм. Хотя Гульзар пытался дать своей жене понять, что это не так, Раахи продолжала обвинять своего мужа в любовных отношениях и кричать на него. В приступе ярости Гульзар, как утверждается, дала Раахи пощечину в присутствии сотрудников отеля, которые к тому времени собрались в помещении после беспорядков.

В сообщениях утверждается, что у Ракхи было разбито сердце после этого инцидента. Изначально и Ракхи, и Гульзар договорились, что после свадьбы она прекратит сниматься в кино. Однако после рокового инцидента Ракхи решила бросить вызов Гульзар и решила записаться в кино. 

Да, согласна,эта версия более «болливудская», и опять НО… Если бы все было действительно так, могли бы эти четверо и дальше поддерживать хорошие отношения, как вы думаете? Я считаю, что с трудом, а что нам известно? То, что Санджив Кумар – легенда в плане опоздания на съемку, не только ни дня не опоздал, но и продолжил товарищеские отношения с Сучитрой Сен, которая уважала его до конца дней, и даже советовала врачей, к которым тот мог бы обратиться, чтобы поправить здоровье.

Ракхи, снимаясь с Сандживом уже после 1974 года часто готовила ему любимые блюда и с теплотой вспоминает о нем до сих пор.

Санджив и Гюльзар до конца дней Кумара оставались лучшими друзьями, так что… Слухи,  в данном случае, сильно преувеличены.

Пара, однако, не разводилась и охватила важные этапы совместной жизни — будь то воспитание дочери или воспитание внука Самая.

«Мы вместе прошли через все — разногласия, ссоры и счастливые времена. Если это не вместе, тогда я не знаю, что это», — сказал Гульзар в интервью Hindustantimes.

Ракхи поддержала это мнение, сказав:

«Мы заслуживаем награды как лучшая пара, разделенная на две части. Мы более уравновешены, чем большинство супружеских пар. Мы с Гульзаром поддерживаем друг друга.

Он обращается со мной, как если бы я все еще была его женой. Он звонит мне и говорит: «Я позвал четырех друзей на ужин. Так что скорее пришли мне немного карри».

Мегхна Гульзар выросла с матерью и отцом и, получив диплом кинорежиссера в Нью-Йоркском университете, стала режиссером таких фильмов, как «Филхаал», «Молодожены», «Дус Каханьян», «Тальвар», «Раази», «Сэм Бахадур» и «Чхапаак»[41] (для которого Гульзар написала тексты) и написала биографию своего отца Гульзара в 2004 году.

Ветеран кинотекстов, режиссер, сценарист, продюсер и поэт Шри Гульзар с премией Дадасахеба Пхалке 2013 года, врученной президентом Шри Пранабом Мукерджи на 61-й церемонии вручения Национальной кинопремии

По состоянию на 2019 год Гульзар получил в общей сложности 36 наград и почетных званий, в том числе 5 Национальных кинопремий, 22 премии Filmfare, Раштрия Кишор Кумар Самман от правительства штата Мадхья-Прадеш за 1999-2000 годы. премию «Оскар» за лучшую оригинальную песню (2008), 1 премию «Грэмми» (2010), премию Академии Сахитья за урду 2002 года, Падма Бхушан (2004), и премия Дадасахеба Пхалке 2013 года.

Анил Капур на презентации книги "Санджив Кумар - актер, которого мы все любили" сказал, что творческое партнерство знаменитого актера Санджива Кумара с опытным режиссером-автором текстов Гульзаром было эквивалентно культовой паре легендарного Голливуда Мартина Скорсезе и Роберта Де Ниро.

Кумар, чье настоящее имя было Харибхай Джаривала, считается одним из лучших исполнителей индийского кино. Он сотрудничал с Гульзаром в некоторых из самых почитаемых художественных проектов режиссера, таких как "Маусам", "Андхи", "Ангур", "Кошиш" и "Паричай".

В ту же эпоху Скорсезе и Де Ниро поставили голливудскую классику "Злые улицы", "Таксист", "Нью-Йорк, Нью-Йорк" и "Бешеный бык". Анил Капур сказал, что первым фильмом, который он увидел в детстве, был фильм Санджива Кумара "Раджа Аур Ранк" 1968 года, и с тех пор он большой поклонник его творчества. “Я видел все его фильмы, от Дастака до Кошиша, от Шолая, от Анамики до Манчали, и особенно все фильмы, в которых он снимался с Джайей Баччан Джи. Гульзар Сахаб снял так много фильмов с участием Харибхая. Это было похоже на Мартина Скорсезе и Роберта Де Ниро“.Еще одной связью между Мартином Скорсезе и Санджив Кумаром является тот факт, что "Шатрандж Ке Хилари" Сатьяджита Рэя, в котором актер сыграл ключевую роль, был включен голливудским режиссером в его список ’40 фильмов, которые нужно посмотреть перед смертью", сказал Гупта. Капур сказал, что фильм 1977 года, основанный на одноименном рассказе Мунши Премчанда, стал его знакомством с городом Лакхнау. “Я был в Лакхнау два-три дня назад, и я никогда не снимался (в фильмах) здесь, но я запомнил Лакхнау из-за Шатанджа Ке Хилари. Сатьяджит Рэй, один из величайших режиссеров, снял свой первый фильм на хинди, и он сыграл Санджива Кумара ”, - добавил он.

Актер сказал, что ему повезло, что он дебютировал с эпизодической ролью в фильме Кумара 1979 года "Хамаре Тумхаре".

Одним из ключевых уроков, которые он извлек из Кумара, было то, что “нет маленьких или больших ролей”.

“Это было началом моей карьеры. Я узнал от него, что не бывает маленьких или больших ролей. И если у тебя есть талант, тебя наверняка заметят даже в небольшой роли. Точно так же я начал свою карьеру с небольших ролей ”, - добавил Капур.

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий