Худший писатель в мире-2

Конечно, стоит признать, что разговоры о "худшем писателе в мире" достаточно абстрактны. Невозможно знать все языки, следовательно, и определить такового с формальной точки зрения нереально. Даже если ограничиться пределами русского языка - придется учитывать, что написанное в XVIII веке и в ту пору вполне нормативное, сегодня может выглядеть "тягостной бредью", по выражению Есенина. Вот, к примеру, описание грозы, сотворенное не кем иным как Василием Кирилловичем Тредиаковским:

С одной страны гром,
С другой страны гром,
Смутно в воздухе!
Ужасно в ухе!
Набегли тучи,
Воду несучи,
Небо закрыли,
В страх помутили!

Молнии сверкают,
Страхом поражают,
Треск в лесу с перуна,
И темнеет луна,
Вихри бегут с прахом,
Полоса рвет махом,
Страшно ревут воды
От той непогоды.

...обхохочешься ведь, а тогда, видимо, звучало вполне здраво. 

Кроме того, к некоторым действительно потешным авторам намертво прилипли пародии, сочиненные современниками - самый, конечно, здесь хрестоматийный персонаж граф Дмитрий Хвостов, сочинивший оду на трагическое наводнение в Петербурге осенью 1824 года, которую неизвестные насмешники (не исключено, что и Пушкин) мигом переврали:

...по стогнам там валялось много крав,

кои лежали, ноги кверху вздрав.

Стогна - площади, кравы - коровы; некая древнеславянская стилизация. Правду сказать, сам граф сочинял не лучше, но именно таких строк он не писал, а многие по сей день уверены, что падший крупный рогатый скот обессмертил именно он. 

Впрочем, все это дела давно минувших дней, отрочество отечественной литературы, когда при желании и достаточных средствах любой мог издать книжку. Собственно, это возможно и сейчас, да наверняка и делается, но в силу огромного массива печатной продукции остается погребенным в неведении, а в те времена всякая книжка была на виду, становясь заметным событием. Это и обеспечило славу графу Дмитрию Ивановичу. Если же говорить о советских временах и современности, то книги, прежде чем попасть на полку магазина, то есть сделаться общественно значимой вещью, и тогда и сейчас проходят хороший ли, худой ли, но редакторский отбор, то есть чемпионам в нашей номинации путь к широкому читателю теоретически закрыт. А вот на границе 80-90 гг. минувшего века, на переломе эпох, в горбачевско-ельцинском бедламе возникали удивительные феномены. Тогда слово "фантастика" имело удивительную притягательность для читающей публики - сейчас уж и трудно сказать, почему. Народ готов был сметать с полок все, что формально относилось к этому жанру - это привело к стремительному наполнению рынка низкопробной переводной беллетристикой, подделкой под нее, когда на слепленных наспех нашими "литнеграми" книгах ставились вымышленные англоязычные имена... Ну и, наконец, в это своеобразное "окно Овертона" успели влететь наши главные герои - авторы, которых никто сроду бы не напечатал, если бы так счастливо не сошлись в одной исторической точке три обстоятельства: гласность, хозрасчет и страсть масс к фантастике. Такой автор приходил в типографию, директор которой после усыпляющих плановых советских лет внезапно оказывался перед неприятной потребностью зарабатывать самому и платить зарплату сотрудникам, и естественно, за автора, готового издаваться за свои деньги, хватался как утопающий за соломинку. Без всякой редакторско-корректорской обработки книга выходила в свет, гордый автор развозил ее по магазинам, где ее опять-таки охотно брали, зная, что фантастика идет влет, независимо от качества.

Вот все это в сумме и занесло в историю имена людей, чьи реально изданные книги и сейчас пылятся где-то по шкафам и чуланам, а со временем, кто знает, могут стать библиографическими раритетами.  Опять-таки, этих горе-творцов наверняка было немало, но привередливая Клио почему-то решила сохранить имена троих. Вот они: Эрнст Малышев, Юрий Петухов и Вадим Белоусов. Насчет последнего, впрочем, не совсем верно: подлинное имя автора почти скрылось под условно-западным (немецким?..) псевдонимом Вилли Густав Конн. И что там ни говори, а каждый из троих - историческая закономерность и заслуживает достаточно подробного разговора, тем более, что все они разные. В следующий раз поговорим о них, а пока - минутка саморекламы:

https://litmarket.ru/books/formula-osirisa

https://litmarket.ru/books/tridevyat-nebes

https://litmarket.ru/books/ekzistenciya-krizisa

Читайте, спорьте, оценивайте, соглашайтесь или не соглашайтесь - и, разумеется, продолжение следует. 

 

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий