И снова о талисманах "Города из воды и песка" - Верещагин ч1
К 15-й главе Города , ну и просто
Всё началось с его солнца. Невероятного, ослепительного солнца на чистом обжигающе-синем небе. Такое бывает только на Востоке, больше нигде. Нет, я и раньше видела картины Верещагина, но, видимо, не обращала внимания. А тут, на выставке - мне открылось, и я поняла, что никто, кроме него не умел писать такого солнца. Он сам признавался, что писал бы одно только солнце, если бы не было войн... Но войны были, они были всегда, из века в век, и он не мог закрывать на это глаза, потому что сам участвовал в кампаниях, сам видел все эти ужасы, как погибают солдаты, и у него болела душа.
Картины, как они шли в 15-й главе, по порядку:
Апофеоз войны
Верещагин Крамского
Выжидают
Нападают врасплох
Пусть войдут
Окружили - преследуют. Её Верещагин сжёг из-за критики — не патриотично.
Вошли. Эту сжёг тоже.
Забытый. Эту сжёг тем более. Не было у нас в Отчизне забытых и быть не могло.
В марте 1874 года, в Санкт- Петербурге была открыта выставка картин Василия Васильевича Верещагина, изображающих военные действия России в Туркестане. Полотна, написанные в реалистичной манере, создавали иллюзию жестокой реальности, которая усиливалась с помощью специального освещения...
Скандал разразился, когда выставку посетило высокое военное начальство. Правда о войне вызвала в рядах генералов бурю негодования. Верещагина тут же обвинили в том, что он порочит русскую армию. Особенно оскорбительной им показалась картина "Забытый", изображавшая убитого русского солдата, брошенного в пустыне ушедшей армией. "Как это возможно, чтобы на поле сражения русские солдаты оставались покинутыми, не похороненными!" – не сдерживая себя, кричал один из генералов на художника.
Очень покоробила эта картина и губернатора Туркестанского края генерала Кауфмана. Он с обидой в голосе утверждал, что лично заботился, что бы все солдаты погибшие на той войне были похоронены по-христиански. Верещагин уважал Кауфмана, который даже не жалел для дела свои собственные средства и наверное именно поэтому тяжело воспринял критику.
Верещагин, знал о войне не по наслышке - прошел всю туркестанскую кампанию и был награжден Георгиевским крестом за храбрость. Именно Кауфман вручил ему награду, которую снял с себя. Когда скопища врага захватили сакли рядом с воротами крепости, Верещагин, «несмотря на град камней и убийственный ружейный огонь», возглавил контратаку и спас крепость от падения. Генерал-губернатор Кауфман снял со своей груди Георгиевский крест IV степени и передал награду прапорщику. Но Верещагин награду принимать не хотел, считал что есть более достойные...
Увы, но теперь их мнения о войне разошлись. Верещагин снял "Забытого", и еще две картины, "Окружили - преследуют" и "Вошли", вызвавшие наибольшую критику, и сжег их...
Потрясенный Стасов спросил Верещагина: "Зачем вы это совершили?!". Верещагин, бледный и очень взволнованный, ответил: " Я дал плюху этим господам".
Беспрецедентный в истории русского искусства поступок еще усилил ажиотаж вокруг выставки: восхищение одних, и возмущение других. Официальные круги не приобрели ни одной картины художника, почти все они были куплены Павлом Михайловичем Третьяковым...
После удачи
После неудачи
Смертельно раненный. Эта не упоминалась. Но одна из лучших, имхо... Его убили, а он ещё продолжает бежать...
Представляют трофеи
Торжествуют
Портрет бачи
Продажа ребёнка-невольника
Бача и его поклонники. Тоже сжёг. Закритиковали. Слишком откровенно. До жути говорящая картина. Аж всё переворачивается.
Про бачей:
Вот, что писал сам Верещагин, который, конечно, был в шоке, когда увидел всё это собственными глазами (это я ещё не говорю про курение опиума, которое его шокировало, о скотском положении женщин, которые были годны только рожать, а больше ничего): «Бача часто содержится несколькими лицами: десятью, пятнадцатью, двадцатью; все они наперерыв друг перед другом стараются угодить мальчику; на подарки ему тратят последние деньги, забывая часто свои семьи, своих жен, детей, живущих впроголодь».
Картина из Туркестанской серии сожжена автором. Ее содержание счёл неприличным то ли армейский приятель художника генерал Кауфман, то ли французский учитель Жером, знаменитый своей гаремной эротикой. В любом случае ритуал угощения мальчика-танцора престарелыми поклонниками ломал представления тогдашней публики о чарующем Востоке.
Далее текст отсюда
Сегодня, когда однополые ценности для многих стали олицетворением демократии и прогресса, стоит вспомнить, что кочевые культуры Великой степи «про это» вообще не знали. А если и знали, то только посмеивались над постыдностью явления, бытовавшего у южных соседей из Средней Азии. По крайней мере ничего подобного в описании быта казахов в этнографических источниках XIX века мне не встречалось. Источники же эти в то время далеко не всегда отличались политкорректностью и бесстрастно фиксировали простодушные и преувеличенные рассказы самих номадов (о добрачной и внебрачной жизни, к примеру). Оседлые народы Туркестанского края в этом отношении имели отличие кардинальное. Трансвеститы-бачи — смазливые «мальчики-плясуны», услаждавшие откровенную похоть тонких ценителей в чайханах и гаремах — занимали важное место в здешней субкультуре. Описывая край, про этих публичных плясунов (и их ценителей) не говорил только самый ленивый. Вот характерная выдержка из популярного путеводителя И. И. Гейера (Ташкент, 1901 г.) о среднеазиатских чайханах: «…В каждой из них в качестве прислуги служат разряженные в шёлковые халаты мальчики, ноги которых украшены браслетами с погремушками. Роль их составляет язву мусульманских нравов и кончится не ранее прекращения затворничества мусульманской женщины».
Сложно сказать, когда это явление стало обыденным в Средней Азии и откуда оно здесь появилось. Скорее всего, из Персии. Надо вспомнить, что огромное число «коренных» жителей Туркестана, горожан-сартов, были ираноязычными. По свидетельству Антония Дженкинсона (1558 г.), одного из первых европейцев, которому удалось проникнуть в Хиву: «Каждый хан или султан имеет по крайней мере четыре или пять жён, не считая молодых девушек и мальчиков, так как жизнь они ведут порочную».
При упоминании о бачах сразу вспоминается пронзительное по своему обличительному пафосу полотно великого художника-гуманиста Василия Верещагина — «Продажа ребёнка-невольника», созданное в 1872 году. Эта картина, которая находится ныне в Третьяковской галерее, была написана под впечатлением поездки в Туркестанский край, завоевание которого ещё только началось. Верещагин интересовался всем: и ходом боевых действий (сам принимал участие!), и величественными памятниками тимуровых времён, и жизнью всех слоёв местного общества. И достижениями, и нравами, и язвами. И, конечно же, не мог он пройти мимо бачизма.
Вот что писал художник в своих воспоминаниях:
«В буквальном переводе «батча» значит «мальчик»; но так как эти мальчики исполняют ещё какую-то странную и, как я уже сказал, не совсем нормальную роль, то и слово «батча» имеет ещё один смысл, неудобный для объяснения. В батчи-плясуны поступают обыкновенно хорошенькие мальчики лет с восьми, а иногда и более. Из рук неразборчивых на добывание денег родителей ребёнок попадает на руки к одному, двум, иногда многим поклонникам красоты, отчасти немножко и аферистам, которые с помощью старых, окончивших карьеру плясунов и певцов выучивают этим искусствам своего питомца и, раз выученного, нянчат, одевают как куколку, нежат, холят и отдают на вечер за деньги желающим для публичных увеселений».
Верещагину даже удалось заглянуть на одну приватную вечеринку для узкого круга любителей — «тамашу», главным действующим лицом которой и был бача. «В одной из комнат… несколько избранных, большею частью из почётных туземцев, почтительно окружили батчу, прехорошенького мальчика, одевавшегося для представления; его преображали в девочку, привязали длинные волосы в несколько мелкозаплетённых кос, голову покрыли большим светлым шёлковым платком… Перед батчой держали зеркало, в которое он всё время кокетливо смотрелся. Толстый-претолстый сарт держал свечку, другие благоговейно, едва дыша (я не преувеличиваю), смотрели на операцию и за честь считали помочь ей.
…Я сказал выше, что батча часто содержится несколькими лицами: десятью, пятнадцатью, двадцатью; все они наперерыв друг перед другом стараются угодить мальчику; на подарки ему тратят последние деньги, забывая часто свои семьи, своих жён, детей, нуждающихся в необходимом, живущих впроголодь».
Бачизм в Туркестанском крае как явление начал исчезать к началу XX века. Под напором колониальной администрации, которая считала пристрастие азиатов к мальчикам явлением ненормальным и пагубным и была последовательной в искоренении этого развратного элемента туземного быта. Про бачей в советской Средней Азии уже вспоминали только старики — новая власть наконец-то освободила женщину, вывела её из затворничества и сорвала с неё паранджу. А вот в Афганистане и Пакистане эта традиция продолжает существовать до сих пор под названием «бача-бази», хотя официально и запрещена законом".
На самом деле традиция ужасающая и отвратительная. В Пакистане, Афганистане, где всё это по-прежнему цветёт и пахнет. Можно просто набрать в гугле, посмотреть ролики, фотографии, как живут бачи сейчас, как на них похотливо глазеют десятки голодных глаз — на мальчиков или уже юношей, когда-то проданных своими родителями в рабство. Они, конечно, все сидят на гашише или опиуме. И жизнь их — это полный звездец. Хотя некоторые из них думают, как же повезло, что выбрались из непролазной нищеты. Так что культурный, строгий "не голубой" Восток — это огромный миф, мыльный пузырь, которого никогда не существовало в действительности. Достаточно немного покопаться в истории, почитать дневники европейцев, писателей, художников и всяких не последних людей в истории, регулярно посещавших знойный Восток с известно какими целями — там, на Востоке всегда подобного было в достатке.
Ещё пара ссылок: https://weekend.rambler.ru/read/41306301-bacha-bazi-samaya-shokiruyuschaya-traditsiya-afganistana/?updated https://ru.wikipedia.org/wiki/Бача-бази
Здесь можно послушать, как Верещагин говорил как раз об угнетённом положении женщин и о курильщиках опиума. Это страшно. Тут волей-неволей порадуешься, что живёшь в XXI веке и в не совсем дикой стране, и мысленно скажешь спасибо в который раз отважным первопроходцам: суфражисткам и феминисткам https://war.batenka.ru/audio
Здесь можно посмотреть и почитать про уничтоженные картины Верещагина https://war.batenka.ru/item/404
Вообще, вот этот сайт просто огонь! Всё про Верещагина и очень классно сделан https://war.batenka.ru
Придётся делать 2-ю подборку, потому что подглючивает сайт и не вставляются больше картинки, сорян(















