Игра князей и торгашей...
Некоторые ученые родиной шахмат считали Китай. Древнейшие письменные источники этой страны сообщают о священных играх и гаданиях, напоминающих шахматы. Основой там были круг, магическое зеркало и двенадцать фигурок-дощечек, светлых и темных, олицетворяющих звезды и планеты. В начале игры дощечки бросали, как кости. Очки символизировали «волю неба». Последующие ходы осуществляли встряхиванием. Новые «позиции» определяли судьбу человека. Древние индийские игры, проходившие также с участием божеств, по составу фигур были ближе к шахматам и олицетворяли военные сражения. Одной из ранних предшественниц шахмат была игра вперегонки – аштапада. Играли вчетвером на доске, имевшей, как и в шахматах, шестьдесят четыре поля. У каждого игрока была только одна фигурка – ратха, а еще – «воля богов». Движение фигур определялось с помощью игральных костей, которые выражали волю неба или судьбу – карму.
Развитием аштапады и дальнейшим шагом к шахматам стала индийская чатуранга. Она представляла из себя настоящее сражение четырех армий, в состав которых входили почти все будущие фигуры шахматной игры – правитель, всадник на коне, боевой слон, боевая колесница – ратха и пехотинцы. Игра велась до полного уничтожения армии противника. В шахматах четыре армии сливаются в две, имеющие тот же состав фигур. Один из королей превращается в советника, удваивается количество пехотинцев.. В чатуранге передвижение фигур подчинено количеству очков, выпавших от игральных костей и определяющих «волю богов» или судьбу. В шахматах нет никаких очков, разум и воля игрока раскрепощены, он по своему усмотрению использует мощь фигур. Идеологическая основа игры становится качественно иной.
Есть все основания считать, что основы современной шахматной школы родились в Центральная Азия . В Мавераннахре, междуречье Амударьи и Сырдарьи, шахматные фигурки довольно часто находят под развалинами домов, во дворах ремесленников и даже в банях. Это является убедительным свидетельством популярности шахмат в самых широких слоях населения. В них играли все – от высокопоставленной знати до ремесленника. Не случайно, что такое состязание умов назвали «игрой дворцов и базаров». Подтверждают вывод и находки фигурок не только из слоновой кости, но и из самых простых материалов: ребра домашних животных, керамики, стекла, металла.
Сторонники гипотезы происхождения шахмат в Индии связывают игру с буддизмом и объясняют ее распространение деятельностью буддийских монахов.
Это противоречит фактам. Идеологию буддизма отличают уход от активной борьбы и сосредоточенность на самосовершенствовании. При раскопках буддийских храмов, следует отметить, археологи редко находят шахматные фигурки. Предпосылкой для возникновения и развития этой игры в раннем Средневековье, убежден я, стало распространение идеологии зародившегося на берегах великой центральноазиатской реки Амударьи зороастризма, религии вечной борьбы двух начал – Добра и Зла. Активными же распространителями шахмат прежде всего были купцы из древних центров цивилизации на Великом шелковом пути – Самарканда, Бухары, Хорезма и других городов нашего края, основавшие свои колонии и представительства по всему Востоку, включая территорию юга Сибири и Китая, а на западе – вплоть до Египта. Еще в XIX веке специалисты обратили внимание на шахматные наборы монголов, тувинцев, бурят, в которых были фигуры львов, кабанов, верблюдов и сюжетные композиции с человеческими фигурками. В монгольских наборах тигро-львы изображали ферзей. В названные регионы эти фигурки с торговыми караванами попали еще в доисламское время и сохранились в местных условиях при отсутствии запрета на изобразительные сюжеты.
По одной из версий в Европу шахматы попали с болгарам,а не через Византию, переселившимся со своей прародины – Поволжья,Подтверждением служит староболгарская книга «Кормчията», датированная X веком. Ее автор употребляет заимствованное из восточных языков слово «шахматы» – «шаху смерть», а не их византийское наименование «затракион». Через Поволжье шахматы попали и в Древнюю Русь.
Дорогами Великого шелкового пути к началу IX века шахматы достигли крайнего запада Европы – Испании. В Кастилии, свидетельствуют исторические источники, в шахматы играли король Альфонсо X, его супруга Виоланта, придворные кавалеры и дамы, солдаты и монахи, вельможи и крестьяне, мусульмане, христиане и иудеи.
Эпоха Ренессанса в Западной Европе для шахмат стала временем дальнейшего обновления и внесения в их правила изменений. В 1851 году в Лондоне состоялся первый международный турнир шахматистов. Началась новая эра развития шахматной мысли.