ИМПЕРСКАЯ МЫСЛЬ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Перевод с арабского - Павел Гулькин
На протяжении десятилетий и даже столетий русская классическая литература была наполнена смесью истинного гуманизма и глубокого национального чувства. На фоне сегодняшних событий в западных странах усиливаются дебаты о том, что делать с русской литературой. Мнения расходятся между теми, кто видит в ней имперскую литературу, подстрекающую к «империализму», экспансии и вторжение, и теми, кто видит в ней всемирную гуманистическую литературу, вдохновленную уникальным опытом.
Владимир Ярмоленко в своей статье, опубликованной в американском журнале «Foreign Policy», говорит, что за романтической литературой начала XIX века стояло нечто иное, чем просто «холодная хватка империи». Михаил Лермонтов, русский поэт XIX века назвал имперскую перспективу колониальной Так же отзывался об Украине русский поэт Александр Пушкин (1799-1837).
Пушкин встречает гроб с Грибоедовым во время путешествия на Кавказ.
Поэма Пушкина и роман Гоголя
В поэме Пушкина «Полтава», например, речь идет об Иване Мазепе, украинском деятеле, восставшем против русского царя Петра Великого и участвовавшем в Полтавской битве между Швецией и Россией, на которую недавно ссылался президент России Владимир Путин в свое речи, в которой он говорил о необходимости объединения земель Российской империи.
Для украинцев Мазепа является символом национального сопротивления русскому владычеству и одновременно напоминает им о нарушении договора XVII века, который предусматривал сохранение независимости казачьего сословия в обмен на лояльность к московитам, но для русских во все времена любые украинские претензии на автономию были предательством, как и сейчас...
Та же мысль проводилась в известном историческом романе русского писателя Николая Гоголя об Украине «Тарас Бульба». Когда украинский поэт Гоголь трансформировал свою идентичность в имперскую российскую, он посвятил свой талант доказательству того, что все украинское архаично и, главное, жестоко. По Гоголю украинцам нужна Российская империя, чтобы стать цивилизованными.
Писатель подчеркивал, что всегда есть альтернативный взгляд на вещи. Через несколько лет после того, как Гоголь и Пушкин окончательно сформулировали свой образ украинского казачества как части сурового и отжившего прошлого. Затем пришел Тарас Шевченко - поэт, художник и национальный герой Украины, который сказал своим соотечественникам, что первобытный (и демократический) антиавторитарный дух казаков – это не пережиток прошлого, а предвестник будущего.
Взгляд Шевченко на Кавказ отличался от взгляда Лермонтова, для него он представлял собой далеко не идиллическую картину. В его представлении русское господство стерло историческую романтику, но это был очень драматический период, когда с одной стороны имперское насилие порождало реки крови, а сопротивление оказывалось непоколебимым и беспощадным. Если лермонтовский Кавказ был совершенно белым и холодным, далеким от человеческих страданий, то шевченковский был залит кровью и погружен в борьбу человечества за свободу.
Романтика или жестокость?
Как только вы начнете изучать русскую литературу, вы обнаруживаете, что она полна империалистической риторики, романтических завоеваний и жестокости, и умолчаний о последствиях. Даже если произведение внешне симпатизировало царскому самодержавию, как «Тарас Бульба» или «Мцыри», это сочувствие было лишь романтическими фантазиями о печальной судьбе субъекта вечной отсталости и порабощения. В то время как европейский ориентализм создавал образ африканских и азиатских обществ, история которых не заслуживала того, чтобы о них рассказывали, русская литература создавала образ Кавказа и Украины как обществ, чья жестокая история заслуживала забвения.
Стихотворение Пушкина «Клеветникам России» — прекрасный пример антиевропейского памфлета, созданного в русле русского империализма, а его трактовка польского восстания (1830 - 1831 годов) напоминает нынешний взгляд России на так называемые «цветные революции» в бывшей советской империи, где Пушкин открыто угрожает Европе войной. Линия, связывающая пушкинскую идеологию с риторикой сегодняшнего неоимпериализма, была выражена одним из русских лозунгов во время ныне идущего русско-украинского конфликта: «Мы можем повторить». Где преднамеренно вспоминают прошлые разрушительные и захватнические войны, чтобы напугать действительных и мнимых врагов России.
В своей статье писатель восхваляет русского поэта Федора Тютчева - современника Пушкина, жившего во время европейской революции 1848 года, описавшего Российскую империю как крепость Европы, как и сегодняшняя Россия. Авторитарная модель, поддерживающая бунтарские силы в Европе.
Русские писатели с мировым именем
Помимо безрадостной картины, нарисованной американской газетной статьей о русской литературе, есть и другие лица классической русской литературы. Нет писателя, который изобразил бы войну в России более пронзительно, чем известный писатель и поэт Лев Толстой, превратившийся в самого известного пацифиста в России.
В своем последнем романе «Хаджи-Мурат», в котором он описывал последствия русского колониализма на Северном Кавказе, Толстой показал, как бессмысленное насилие русских по отношению к чеченскому селу вызвало мгновенную ненависть к русским.
После публикации «Войны и мира» Толстой публично осудил многие военные кампании России. Последняя часть его романа «Анна Каренина» не была опубликована в 1878 году, поскольку в ней критиковались действия России в русско-турецкой войне. Константин Левин, герой Толстого в этом романе, описывает вмешательство России в войну как «убийственное» и считает неуместным втягивать в неё весь русский народ.
В 1904 году Толстой написал публичное письмо, осуждающее русско-японскую войну, которую иногда сравнивают с войной русских на Украине. «Опять война, опять боль, совершенно беспричинная, опять мошенничество, и еще раз ужас и бесчеловечность людей», — записал он. И даже сегодня почти слышно, как он кричит своим соотечественникам: «Думайте сами».
В одном из своих самых известных пацифистских произведений 1900 года, озаглавленном «Не убий», Толстой глубоко поставил проблему современной России и сказал: «Нищета наций проистекает не от конкретных лиц, а от особого строя общества», в котором люди так связаны друг с другом, что все они оказываются во власти немногих людей или, чаще, во власти одного человека, человека настолько извращенного своим неестественным положением вершителя судеб и жизней миллионов, что он всегда неизменно в нездоровом состоянии и всегда страдает от чувства самовозвеличивания.
Во время голода в России 1891–1892 годов Толстой начал создавать бесплатные столовые, чтобы помочь своим голодающим соотечественникам, брошенным правительством. Он помогал солдатам уклоняться от призыва в Российской империи, посещая и поддерживая заключенных солдат, которые не хотели воевать. В 1899 году он передал весь свой гонорар за последний роман «Воскресение», чтобы помочь русской христианской общине эмигрировать в Канаду, чтобы им не пришлось воевать в русской армии.
Источник: аль-Джазира