Интервью проекту Литрес:Чтец
Новое интервью проекту Литрес:Чтец "Найти ключ к голосовой подаче" - о профессии чтеца, о магии совместных работ, премиях, любимых книгах и ..технической стороне работы...
Начнём с банальных вопросов, но их часто любят задавать начинающие свой путь дикторы:
1. Как вы начали записывать аудиокниги?
В свое время я много занималась артурианой, северной мифологией, руническими практиками, поэтому моими первыми озвученными книгами, которые я записала, в том числе для Клуба любителей Аудиокниг, в 2016, году стали произведения, которые я считала интересными для себя и их не было в аудиоформате, а я их понимала, ценила, и хотела поделиться с другими — это книги прерафаэлита, классика фэнтези Уильяма Морриса «Лес за гранью мира» и три книги американской писательницы Персии Вулли- цикл о королеве Гвиневере. В то же время мне посчастливилось познакомиться с творчеством и начать записывать для издательства книги Елизаветы Дворецкой, на мой взгляд, одни из лучших в славянском фэнтези и историческом романе описывающим времена Древней Руси.
2. С каким микрофоном начинали дикторский путь?
Behringer С1 usb-микрофон. Я записала на него несколько книг, но эта модель все же не отвечала моим потребностям и я приобрела AKG P120.
Многие из чтецов признаются, что не могут слушать свои первые работы и жалеют, что сразу замахивались на большие формы, культовые романы. Но это был необходимый этап на пути в профессию, это был тот максимум, который мы могли тогда выдавать, на том этапе развития — искренне и честно.
Мои первые книги были тоже «ученическими», я осваивала техническую сторону, училась работать сразу в серьезных программах, осваивала те зоны профессии, которые были тогда полностью новыми для меня. Занималась с педагогами индивидуально.
Затем, когда техническая сторона освоена, начинаешь больше уделять внимания дыханию, дикции, логике речи.
Далее переходишь к более тонким, но абсолютно необходимым вещам, таким как — работа со смыслом, логикой текста, жанрами, выразительными средствами — и именно на этом этапе чтецы, люди работающие со словом, получают специальное образование, индивидуально учатся у мастеров, но не все к этому приходят.
Кто-то просто, поиграется, устанет и бросает. Кто-то не работает над собой и остается на начальном уровне, обретая какую-то свою аудиторию из числа поклонников книг размещенных в свободном доступе.
А в профессии остаются и работают с издательствами на нормальных условиях — профессионалы.
3. Как Вы попали в проект ЛитРес: Чтец?
Проект Литрес: Чтец — «Подари свой голос книге» — в 2016 году привлек меня возможностью выбирать книги для озвучивания самой, из каталога проекта, и легально их распространять. Размер гонорара не отпугнул, для новичков это хороший старт. Я выбирала в каталоге рассказы — Грина, Куприна, Толстого, Белинского, Флобера.
Сейчас работаю как с классикой, так и с произведениями современных авторов разных жанров — на моей странице на ЛитРес — более 155 работ — https://www.litres.ru/natalya-belyaeva/
4. Как вы готовитесь к записи? Нужно ли вам вдохновение, разминка?
Есть внешняя и внутренняя сторона подготовки. Деревянными губами спросонья, не звуча или вечерком после ужина с бокалом вина невозможно записать что-либо приличное по качеству.
Поэтому я записываю книги, приведя себя в рабочую форму, тонус — в том числе и речевой разминкой, артикуляционной гимнастикой. Это дает стабильное ровное качество звучания.
И, конечно, текст должен быть проработан — жанр, стиль, кто, кому, когда и зачем рассказывает конкретно эту историю. Нужно выявить черты персонажей, линию их развития, подобрать особенности звучания, что они хотят, к чему стремятся в сценах и в целом в произведении. Изучить контекст: условия, в которых происходят описываемые события, прочувствовать образы и ощущения.
Как говорил Авраам Линкольн — «Если бы у меня было восемь часов на то, чтобы срубить дерево, я потратил бы шесть часов на то, чтобы наточить топор». Так что подготовка важна))
5. Сколько примерно времени в день/неделю вы тратите на запись аудио?
По-разному. Но то время, которое я могу посвятить в течение дня работе, я занята или записью, или монтажом, отслушиваю готовый материал, или же работаю с текстом, читаю, осмысливаю произведение, изучаю дополнительные материалы.
Конечно, есть вещи которые я читаю, так сказать, 'с листа', но предварительно я обязательно прочитываю их сквозным способом — получая впечатление от произведения (это замечательный навык из Школы быстрого чтения Олега Андреева)
Хотя, книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались. Важно понимать композицию перспективу, познакомиться с героями, событиями, а затем сделать верные акценты в повествовании.
Хорошо, когда авторы понимают важность целостного восприятия чтецом произведения и прикладывают к тексту книги синопсис (аннотация для этих целей не подходит) — в этом случае книга звучит лучше, ближе к замыслу.
6. В какой программе записываете? А обрабатываете?
Я работаю в Logic PRO X — это профессиональная DAW- программа (англ. digital audio workstation) для Mac IOS.
Можно делать аудиоспектакли, писать музыку, делать работы достойного качества. Конечно, при условии соответствующих параметров компьютера, оперативной памяти и др.
Всегда под рукой Izotope — шум, щелчки, другие нюансы прорабатываю там. Нравится работать плагинами FabFilter — удобная линейка инструментов с классным интерфейсом и хорошим звучанием на выходе. Обложки для аудиокниг, контент для соцсетей я творю в Gimp и Canva.
7. Что самое важное, на ваш взгляд, в работе диктора?
Речь должна вырастать и развиваться из знания вещей: поэтому важна вдумчивая сосредоточенная работа с произведением, бережное отношение к тексту. Отточенные инструменты исполнителя, дисциплинированность, искренность и легкость, стрессоустойчивость, художественный вкус, чувство меры, желание и возможность учиться и повышать квалификацию — мелочей в профессии чтеца нет.
8. А что самое сложное?
Перевести печатное слово в живое, чтобы оно несло энергию и стиль писателя. Разгадать и найти ключ к голосовой подаче. Прочитать понятно и интересно. Казалось бы простые вещи, но они самые сложные.
Сегодня люди окружены многообразными и доступными средствами получения ярких, острых насыщенных эмоций. Аудиокниги по сути конкурируют с видеоконтентом, общением, другими способами получения информации, знаний и впечатлений.
Лидирует пятисекундный контент, а интерес к тихому вдумчивому времяпрепровождению слабеет, все меньше глубокого погружения, внимание скачет, быстро истощается.
Поэтому задача чтеца — создавать такие аудиокниги, чтобы от них невозможно было оторваться. В противовес искусственным голосам, которые без проблем могут очень прилично озвучить любой текст, особенно учебный, но не художественный.
9. Как у вас обустроено рабочее место?
У меня специальное помещение для работы — заглушенная акустически подготовленная комната. Использованы звукопоглощающие материалы разной плотности, акустическая ткань, рассеиватели, дерево. Ведь практически во всех помещениях есть недостатки, требующие акустической обработки. Для профессионального качества звука это важно. Но мне доводилось работать и в путешествиях, здесь помогали хороший микрофон, смекалка, тихое время суток и многочисленные диванные подушки, чтобы убрать излишние отражения, реверберацию. Конечно, это было очень неудобно, но сроки нужно соблюдать! :)
10. Какую аппаратуру используете постоянно?
MacbookAir, микрофон RØDE NT USB, акустический экран SE Electronics, мониторные наушники Axelvox HD241, Sehnheiser, Apple.
11. Какие книги больше любите озвучивать?
Малоизвестную интересную классику, исторические романы о Древней Руси и Скандинавии, современные психологические романы. Интересно работать совместно с другими чтецами, в том числе над аудиосериалами.
12. Вы записываете книги в дуэтах, сложно ли это? Какие подводные камни или неожиданности ждут в этом тех, кто попробует записывать книгу дуэтом впервые?
Это не просто. Нужно ведь настроится, послушать другого чтеца, поймать волну, чтобы произведение в целом звучало гармонично — у каждого свой почерк, манера, выразительные средства. Важно чтобы был одинаковый масштаб восприятия произведения — если один партнер читает камерно, то другой не должен грохотать темпераментом и широкими мазками работать, если только это не особенности персонажа. Также должен быть единый формат — нужно обговаривать тайминг, обсудить кто записывает название, окончание, будут ли элементы монтажа (диалоги записанные по ролям), кто напишет или подберет музыку, если решено ее использовать.
Я работала с Валерией Егоровой, Олегом Троицким, Виталием Сулимовым, Алексеем Диком, Сергеем Бельчиковым. Всегда получался какой-то новый творческий синтез, книга оживала, обретала индивидуальность, краски и получались хорошие работы. Так что я открыта к сотрудничеству в этой области. Главное, чтобы мы творчески совпали, и у нас был шанс сделать что-то новое — качественное и искреннее. Это общее развитие, умение чувствовать материал и другого исполнителя, это как танец. В этом есть магия.
13. В прошлом году вы заняли призовое место в литературной премии «Электронная буква». Кого из своих коллег считаете действительно соперником или просто можете выделить среди других?
Премия «Электронная буква» — интересное явление. Она стимулирует чтецов работать больше и работать лучше! И здесь дело не только в соревновательном эффекте, желании быть оцененным. Конечно, приятно и важно получить высокую оценку не только от слушателей, но и от компетентного жюри.
И, кстати, было бы здорово, если бы шорт-лист был бы прокомментирован в той или иной форме членами жюри, отмечены сильные и слабые стороны конкурсных работ, чтобы мы, как чтецы, могли ориентироваться, четче представлять вектор своего развития, получить оценку мастерства от профессионалов («в 2020 году шорт-лист был прокоментирован во время объявления» — прим. ЛитРес".)
Продвижение победителей как один из видов поощрения — это прекрасная идея и, конечно, же мы ждем плодов ее реального воплощения. На мой взгляд, лучшие чтецы проекта Литрес: Чтец — это те исполнители, книги которых хорошо продаются, чьи работы ждут слушатели, ценят авторы самих произведений, считают из удачным попаданием в атмосферу, отражающими замысел писателя.
Конкурсные работы оценивает жюри и результаты здесь могут быть самые неожиданные, иначе было бы не интересно, пресно и предсказуемо. Пожелаю всем нам новых возможностей проявить себя, чтобы результаты нашего труда были востребованы, принесли пользу и вдохновляли на новые достижения.
15. Мы знаем, что вы ведёте собственные соцсети. Как продвигаете своё творчество?
У меня есть сайт-визитка, где можно почитать о моем творческом пути, образовании, послушать фрагменты произведений, почитать статьи на тему исполнительского мастерства и режиссуры http://nataliabelyaeva.tilda.ws
Также у меня есть страницы в сетях ВКонтакте, Фейсбук и Инстаграм
В отличие от сайта, они позволяют вести прямое общение со слушателями и коллегами, информировать их о своей деятельности, узнавать новости.
Здесь я делюсь новыми работами, делаю подборки из уже записанных аудиокниг, интересуюсь мнением слушателей и чтецов по вопросам преимущественно относящимся к аудиокнигам, иногда «приоткрываю дверь студии», показывая небольшие отрывки из книг в работе, размещаю материалы, которыми вдохновляюсь, работая над образами героев, публикую цитаты, над которыми задумываюсь или хочу поделиться с окружающими, материалы по режиссуре, технике исполнения, работе чтеца в целом.
Так что добро пожаловать на мои страницы — здесь можно задать мне вопрос в личных сообщениях, высказать мнение! Будем делиться публикациями, дружить, совместно продвигать свое творчество.
Группа Вконтакте: https://vk.com/public_sapereaude
Моя страница Вконтакте: https://vk.com/belyaevanatalie
Фейсбук: https://www.facebook.com/audionataliabelyaeva
Инстаграм: @narratornataliabeliaeva
16. А есть у вас любимые аудиокниги? И ваши, и других дикторов.
Конечно же есть! Как и многие чтецы, до начала работы у микрофона, я много слушала аудиокниг и в какой то момент это канал восприятия стал не только вынужденно преимущественным, но и любимым
Мой самый главный критерий при оценке аудиокниги — это насколько чтецу и произведению удается меня заворожить, погрузить в мир произведения, вести меня что называется за руку через события, рисовать в моем воображении картину так, что «мурашки по спине». По-моему, для артиста художественного слова главное — искренность и профессионализм, способность проникать под кожу слушателю, в самое сердце.
Исходя из этого назову несколько работ такого уровня:
Лефиафан — ИД СОЮЗ (Александр Клюквин, Дарья Мороз, Сергей Чонишвили, Александр Котов) — это книга, которую я неоднократно переслушивала, в этой работе актеры задали высокую планку исполнительского мастерства, с которой можно сверяться и к которой тянуться.
Безупречным и сильным прочтением романа Тобол Алексея Иванова стала работа Ивана Литвинова
Лучшим образцом женского голоса и исполнения для меня стала актриса Елена Калабина в книге Гузель Яхиной Зулейха открывает глаза
Игорь Князев очень тонко и достоверно озвучил книгу Донны Тартт Щегол
Станислав Иванов прочел Варан Марины и Сергея Дяченко, так, что начинаешь верить в существование описанного мира и сомневаться в мире реальном.
Книги цикла Лабиринты Ехо — Макса Фрая в исполнении Дениса Верового имеют мощное терапевтическое действие, и актерская игра на мой взгляд полностью соответствует содержанию этих книг.
Кстати, есть книги которые еще не записаны так, чтобы слушать их было бы мне притягательнее, чем читать — например «Камера обскура» и «Лолита» Набокова, «Финист ясный сокол» Андрея Рубанова. Вроде, и чтецы прекрасные, «проверенные» и записано хорошо, но не совсем складывается гармония с текстом. Каждая аудиокнига — это все равно интерпретация. И хорошо, что у романов крупного масштаба будет несколько версий.
А из своих работ на сегодняшний день я бы отметила:
Цикл книг о Княгине Ольге Дворецкой Елизаветы 12 книг — огромное художественное полотно. Реальность Древней Руси в этом романе — одно из интереснейших мест, куда я предлагаю отправиться слушателям вместе со мной. Правда первую книгу цикла я собираюсь в ближайшее время переписать, она сделана на самой заре моей работы и сейчас я бы сделала ее лучше.
Из малоизвестной классики я отмечу Миллионы (записанные совместно с Алексеем Диком)
Записки свободной женщины — это дневник молодой красивой талантливой и богатой женщины, которая решила не связывать себя узами брака.
Две книги Николая Лейкина — Вне рутины и В родном углу
Тридцать три урода — дневник безымянной девушки, делающей записи о своём романе с актрисой Верой, ради которой она бросила жениха прямо перед свадьбой.
Архив графини Д — совместная работа с Сергеем Бельчиковым — тонкая, полная юмора и психологизма проза, увидевшая свет лишь после смерти писателя (о которой с восторгом отзывался М.А.Булгаков)
17. А есть ли у вас книга, которую вы бы очень хотели озвучить? Или жанр, в котором бы хотели себя попробовать
Назову несколько таких произведений — Ребекка Дафны дю Морье, Валькирия и Лебединая дорога Марии Семеновой, Пространство Готлиба Липскерова, книги Эдварда Резерфорда — «Лондон»; «Королевский лес»; «Ирландия»;
18. Что бы вы могли пожелать начинающим дикторам?
Не любоваться своим голосом, а доносить смысл адекватными средствами, тогда это обретает художественность. Соблюдать меру. Не погружаться в описательство. Уважать слушателей и материал.
Учиться у профессионалов, даже если озвучивание книг это просто хобби. Не бояться попросить совета у тех, кто имеет больший опыт за плечами. Работать над собой. Как говорит Александр Владимирович Клюквин, чьи работы считаются почти эталонными: «Главное — уметь учиться. Если перестал учиться, то все — остановился, упал». И еще, конечно, очень важно говоря его же словами: «Понимать текст, понимать, что ты хочешь сообщить людям, зачем ты вообще сел к микрофону. Тогда и люди тебя слушать будут».
В завершении
Учитывая то количество аудиокниг, которое производится сейчас, сложно говорить о нехватке контента. Есть много талантливых чтецов, которые пишут достойные работы. Я рада, что живу именно в это время, когда есть так много разных аудиокниг, их качество растет, требовательность чтецов к себе повышается.
А для слушателей, когда они больше узнают о нашем труде и профессии, в том числе благодаря нашим с Вами, Полина и ЛитРес, беседам, встречам — приобретать книги честно, а не разыскивать их в сети, чтобы скачать бесплатно, становится естественно.
Слушатели начинают уважать труд чтецов и понимать, что гонорар часто складывается из процентов с продаж, а для многих из нас это основная и очень трудоемкая, но любимая профессия.