Интервью с Екатериной Коноваловой
Та-дааам. С радостью представляю вам нашего следующего гостя в рамках рубрики группы Чертополох "Разговор с писателем" - Екатерину Коновалову! Предупреждаю честно - разговор получился долгим, да, но очень насыщенным и интересным, поэтому не пугайтесь большого количества текста)
Я: Добрый день, Екатерина! На Литмаркете у вас три странички: фанфикшн, фэнтези и психологическая проза. Почему решили так поделить свое творчество? Действительно ли в сетевой литературе сложно собрать аудиторию, которая будет читать автора, независимо от жанра, в котором он выпускает очередную новинку?
Екатерина:
Добрый день!
Литмаркет позволил быстро и безболезненно поделить творчество по разным псевдонимам, не могла не воспользоваться возможностью. На других ресурсах, например, на Автор.Тудей, всё собрано под одним аккаунтом. Но в целом я за разделение.
Те читатели, которые идут как мне как к автору, скорее всего подписаны на мои соцсети и ничего не пропустят. А вот новым, кто ищет текст определённого направления, проще начать читать фэнтези от автора фэнтези, а не ориентироваться в дикой мешанине направлений и жанров. Кроме того, обычно читатель, дойдя до конца увлекательной истории, ищет у автора что-то похожее, и здорово, если он может сразу это похожее увидеть, а не разбираться в хитросплетениях авторской фантазии.
Я: С чего вы начинали? На каких площадках был старт, как искали читателей?
Екатерина:
Начинала с фанфикшн-площадок: Фикбук, Фанфикс. Изначально я не искала читателей, а просто выкладывала тексты. Потом решила бросить вызов самой себе и начала писать и публиковать по главе в день. Менее чем за три месяца я завершила макси-фанфик объёмом около 600 страниц. Это привело меня в фандомные топы и собрало читателей, многие из которых до сих пор со мной.
Потом, с переходом на самиздатовские площадки, пришлось более тщательно работать с аудиторией — я участвую в пиар-марафонах (например, сейчас моя книга «Сколько стоит корона» (https://litmarket.ru/books/skolko-stoit-korona-1) доступна бесплатно в рамках читательского марафона «Литрид» (https://vk.com/litrid)), публикую посты о своих книгах в тематических группах, запускаю таргетированную рекламу.
Я: Во время подготовки к этому интервью я увидела, что вы — мой первый автор фанфиков. Я поттероман со стажем и всегда топила за канон, но однажды увидела у одного блогера отзыв о вашем фанфике по "Шерлоку" и "Гарри Поттеру", "Конечно, это не любовь". Прочла залпом, затянуло с первых глав. Поэтому сейчас будет сразу несколько вопросов. Это был первый ваш фанфик? Как пришла идея столкнуть Гермиону Грейнджер и Шерлока Холмса (BBC)? Читаете ли вы фанфики других авторов? Можете назвать ТОП-3 историй, лично для вас?
Екатерина:
Оу, это очень приятно слышать! Кстати, «Нелюбовь» — это как раз тот самый фик, который я писала по главе в день. Это был не первый фанфик, а, кажется, второй или третий. Идея пришла из случайного поста не то в VK, не то в Твиттере, суть которого была в следующем: «Только подумайте, Шерлок Холмс — ровесник Гермионы Грейнджер, а Дин Винчестер старше их обоих на…» Не помню, на сколько именно, на год, что ли :) Прекрасно помню, что этот пост я увидела, когда ехала в автобусе в пресс-тур на атомную электростанцию. Был вечер, утром мне нужно было продуктивно и качественно работать, но это не помешало мне за ночь на телефоне набрать миниатюру под названием «Химия любви». В ней Гермиона и Шерлок учились вместе в начальной школе, а потом не раз встречались, выручая друг друга и тщательно убеждая друг друга и самих себя, что они просто друзья детства. Из этой миниатюры и выросла «Нелюбовь».
Что касается других авторов, то да, регулярно я читаю фанфики, иногда нахожу очень сильные истории. Мне совершенно не важна направленность и наличие романтических отношений между героями, но привлекает проработка характеров, знание авторами матчасти и психология. Выбрать три будет трудновато. В фандоме «Шерлок», конечно, не могу не назвать «Приоритет ультра», глубокая работа о Майкрофте Холмсе. Ещё есть «В одной лодке», это фанфик, который я одновременно люблю и ненавижу. Люблю за то, как автор раскрыл Джима Мориарти, как здорово поработал над базой, как закручивает преступления. А ненавижу за специфический слог, полный заместительных, и за очень ненатуралистичную, на мой взгляд, побочную любовную линию. Не могу не назвать «Храм духа на двоих», очень необычный кроссовер ГП и Марвела. Работа не дописана (и вряд ли когда-нибудь допишется), авторы сильно всё испортили к концу, но 100+ первых глав потрясающие. Там и яркий Локи, и философия, и психология, и диалоги, от которых нельзя оторваться. перечитываю. Если говорить о кроссоверах, то необходимо назвать «На вес золота». Реджинальд Дживс (да-да, из «Дживса и Вустера») получает работу у Локи. И вместе эти двое ставят на уши Асгард. Отдельно по Марвелу очень люблю «Организаторов» — редкий случай, когда авторам удалось выдержать баланс юмора, любовной линии и жизненности.
Есть дивная старая работа «Гарри Поттер и Тайный грех». Очень хочется вычеркнуть оттуда лишнюю эротику ( я вообще не любитель), но образы невероятные. Это немагическая АУ, где очень круто показаны врачебные будни, рассказана история выхода из секты, а каждый герой живой настолько, что не оторваться. В общем, много отличных историй, так что просто остановите меня уже.
Я: "Гарри Поттер" или "Шерлок"? Нужно ли ГП продолжение? Ждете ли продолжение "Шерлока" от ВВС?
Екатерина:
Тёплый или зелёный? :) Не могу выбирать и сравнивать. На ГП я выросла, а Шерлок — это нежно любимая мною постмодернистская игра нескольких очень неглупых людей, которые самой игрой увлечены куда больше, нежели здравостью сюжета. Поттеру продолжение не нужно точно — он завершён. «Проклятое дитя» я не считаю каноном и пытаюсь убедить себя в том, что его не было. «Фантастические твари», на мой взгляд, и вовсе бездарная поделка, особенно с точки зрения сценария. Что касается «Шерлока», то вопрос — какое продолжение. Как первый-второй сезоны? Да, дайте десять. Как четвёртый? Спасибо, не нужно, я от линии с Эвр и пародии на «Пилу» до сих пор не отошла.
Я: Фанфикшн помог вам окрепнуть, как писателю? Что сложнее писать: фанфики или оригинальные истории?
Екатерина:
Фанфикшн, на мой взгляд, это писательский тренажёр потрясающего качества, крайне результативный. У начинающих писателей обычно страдает сразу всё: герои плоские, сюжет кривой и слабый, слог бедный. Фанфикшн расставляет ориентиры: вот герои, в которых нужно попасть (а ты, новичок, сиди и думай над мотивацией и характерами каждого), вот сюжет, на который можно опираться, вот образец слога. Без этого тренажёра можно обойтись, но мне фанфикшн дал куда больше, чем любые мастер-классы.
Я: Фандомы еще увидят ваши истории или это уже пройденный этап творчества?
Екатерина:
Наверняка увидят. Фанфикшн для меня сейчас — это такой творческий курорт. В декабре прошлого года я дописала «24 секунды до последнего выстрела», сложный психологический роман. Долго мучилась полной творческой импотенцией, а спаслась в итоге в трёх фанфиках-кроссоверах по «Доктору Кто».
Я: Фэнтези от Екатерины Коноваловой — какое оно?
Екатерина:
Оно достаточно реалистичное, куда больше про людей, нежели про чудеса. Я люблю историю, поэтому в моих фэнтези-текстах много исторических деталей из нашего мира: костюмы, быт, психология. Например, «Сколько стоит корона» — это фэнтези, которое базируется на реалиях XIV века в Британии, но с поправкой на другое географическое положение страны и на магию. Сейчас пишу «Победу в лабораторных условиях» — там очень много реалий Викторианской эпохи.
Ещё оно не про любовь. Хотя во всех историях есть любовная линия, сюжет не концентрируется вокруг неё. В центре всё равно политика, личные проблемы, стремление героев изменить мир.
Оно категорически лишено однозначной чёрно-белой морали, как, впрочем, все мои тексты во всех жанрах. Нигде нет стопроцентных злодеев, каждый персонаж действует ради важной для него цели. При этом главные герои не кажутся средоточием добра и света. В «Короне», допустим, главный герой, принц Торден, искренне стремясь к благу государства, не раз пачкает руки в крови, а от некоторых его поступков, как говорят читатели, становится не по себе. С другой стороны, Торден совершает много хорошего, а каждое его действие мотивировано и объясняется его личностью, характером, внутренними противоречиями.
Я: Что вы подразумеваете под "психологической прозой"?
Екатерина:
Я опираюсь на термин «психологический реализм», который в литературоведении определяется как направление, в котором основной упор делается на внутренние переживания, чувства и мысли героев, а не на действия. Использую это понятие, когда говорю об историях, в основе сюжета которых — психологические проблемы, преодоления, изломы и излечение. Внутри голов и душ происходят конфликты и находятся их решения. Условно говоря, никто не приходит к герою и не говорит ему, что он избранный. Он сам входит в новые обстоятельства и сам должен из них выбираться, претерпевая много внутренних изменений. Здесь не может быть места чудесным спасениям, вотэтоповоротам, мистическим озарениям. Зато обязательно подразумевается спуск в самые глубины личности, туда, куда человек сам не всегда готов заглянуть. К психологической прозе среди собственных текстов я уверенно отношу «24 секунды до последнего выстрела» и, как ни странно, большую часть фанфиков.
Я: Над чем работаете прямо сейчас?
Екатерина:
В активной работе фэнтези-роман «Победа в лабораторных условиях». Магический стимпанк, живой эффектный мир, столкновение магии и науки, взрослеющие на глазах у читателей герои.
Параллельно я собираю матчасть для следующей масштабной книги, сравнимой с «24 секундами». Это роман о политике и власти, история двух героев, которые очень сильно хотят добиться общего блага. Он — чиновник, который никак не может подняться по карьерной лестнице выше стеклянного потолка, а она — волшебница, которая мечтает изменить мир. При этом действие происходят в нашем мире, в Лондоне, с 2002 по 2012 год, будет уделяться большое внимание реальным политическим и экономическим событиям, найдётся место огромному количеству исторических и культурных отсылок. Рабочее название — «Дождь, осадков не ожидается».
Также в планах — детектив с налётом мистики («Адвокат на тот свет») и триллер о настоящей дружбе на фоне раскрытия сети наркоторговли, называться будет «Кофе по-английски, чай по-французски».
Я: "24 секунды до последнего выстрела" — это "серая" мораль? На какую ЦА рассчитана эта история?
Екатерина:
Я бы не сказала, что это серая мораль. Это не мораль вовсе, это жизненная, а потому особенно страшная история. Каждый герой, за исключением Джима Фоули (но он психопат, с ним всё понятно), уверенно делает как лучше. Получается — как всегда. Это роман, рассчитанный на взрослую аудиторию, обязательно начитанную и насмотренную. И, что не менее важно, он рассчитан на людей, готовых к путешествию по очень тёмным уголкам человеческой души.
Я: Сложно было писать в этом жанре? Относите ли вы "24 секунды…" к так называемому неформату?
Екатерина:
Писать было упоительно, но болезненно. Мне пришлось очень много работать с источниками, собирать матчасть, чтобы описать работу снайпера, копаться в психологической и психиатрической литературе, чтобы раскрыть моего любимого психопата. Кстати, психопат — устаревший термин, исключённый из МКБ, правильно говорить «человек с диссоциальным расстройством» :)
Но сложнее, чем матчасть, была проработка психологии. Мне нужно было заставить читателей поверить в то, через что проходит Себ Майлс, милейший парень, нужно было убедить каждого, что он способен на те поступки, которые совершает.
Ещё было тяжело работать с образом Джима. Этот герой болен без шуток, по-настоящему, при этом он обладает очень специфическим взглядом на мир. Это иное ощущение действительности, чуждое восприятие сексуальности, большой комплекс травм, страхов и их преодоления. Есть болезненный эпизод, посвящённый прошлому Джима. По всему, Джим в этом эпизоде жертва, пострадавшая сторона. Но вызывает он не только жалость, но и ужас. Даже будучи уязвим, ранен, он мыслит настолько нечеловеческими мерками, что становится страшно.
При этом, нет, «Секунды» — это не неформат. Они тяготеют к прозе Чака Паланика, Сидни Шелдона, а потому имеют шансы найти своих читателей.
Я: Себ Майл, главный герой истории, страдает от ПТСР? Как на нем отразилась война?
Екатерина:
Возможно, главная беда Себа в том, что он от ПТСР не страдает. Он травмирован не войной, а её отсутствием. Себ — идеальный солдат и отличный снайпер. На войне и в армии он нашёл своё призвание. А лишившись его, он потерялся. Ему страшно в гражданской жизни, он не знает, как жить без чётких приказов, без регламентов. И, встречая Джима Фоули, Себ быстро попадает от него в зависимость, ведь Джим всегда знает, что делать. Он отдаёт приказы с кайфом — а Себ бежит их выполнять.
Я: Вы продумываете сюжеты или "ой, оно само"? О чем вам писать очень сложно?
Екатерина:
Идеи всегда приходят. Но идея — это кратковременная вспышка. Лицо героя, диалог, яркая сцена или что-то вроде «о, да, хочу американского военного, который поступил после возвращения из Ирака в универ, столкнулся там с детками-мажорами… и детективная линия, точно. Кого-то там в общежитии убьют». Таких идей я могу генерировать пачками по десятку в день, в группе в VK у меня даже есть рубрика #идеиавады, под этим тегом я выкладываю кучу задумок, которые приходят в голову.
Но дальше идёт работа. Я строю планы и схемы, готовлю карточки персонажей, долго копаюсь в матчасти, собираю по 30-40 вкладок с «самым важным», делаю поглавный план, обсуждаю придуманное с Советником (это мой редактор, пинатель, вдохновитель и шиза). Потом могу долго подбирать стиль и слог, пишу по пять-пятнадцать вариантов первой главы. От идеи до публикации первой главы может пройти и три недели, и полгода, и два года.
Сложно писать, если сюжет мне наскучил. Такое бывало пару раз — я вырастала из истории, переписывать заново мне её не хотелось, и дописывать было мучительно. Ещё я не большой фанат боёвки. Вот один выстрел, к которому герой готовится несколько часов, описать — это я могу с удовольствием. А махание руками и ногами идёт всегда туго.
Не пишу эротику — она мне и не даётся, и кажется почти всегда лишней в тексте. За редким исключением. Например, в «Секундах» есть один эротичный эпизод. Только вот — сюрприз — он не про секс, не про любовь и даже не про эстетику. То же касается некоторых эпизодов рассказа «Последняя маска — посмертная» (входит в «Секунды» как рассказ-вставка, но существует и самостоятельно).
Я: Один совет для начинающих авторов и тех, кто только планирует присоединиться к сетевой литературе.
Екатерина:
Можете не писать — не пишите (кажется, это Стругацкие писали). Серьёзно, тут нет денег, нет и не будет большой славы, сетевых авторов полно, и если вы можете заниматься чем-то другим — это лучший выход. Но если вы не можете не писать — то делайте это максимально качественно. Про то, что надо читать, смотреть хорошее кино и редактировать не говорит только ленивый, так что повторяться не буду.
Авторская группа Екатерины: https://vk.com/avada_36
Страницы на Литмаркете:
https://litmarket.ru/ekaterina-konovalova-p73166 — фэнтези
https://litmarket.ru/e-gitman-p73165 — психологическая проза
https://litmarket.ru/ekaterina-avada-p73167 — фанфикшн.