Интерью с автором Мария Покусаева "Зеркала"

— Доброго читательского, дорогие друзья. С вами Алла Чумаченко и у нас в гостях Мария Покусаева, автор книги “ Зеркала” в жанре тёмное фэнтези. Видела в сети, что у вас есть привычка при письме слушать музыку, а есть ли ещё какие-то писательские привычки или ритуалы?
— Почти нет, но могу сказать, что мне комфортнее работать по вечерам, в одиночестве, в темноте, с музыкой. И пить кофе или чай. А еще я люблю праздновать завершение небольших этапов работы, это помогает мне ощущать землю под ногами и видеть прогресс. Я веду трекер, где отмечаю, в какие дни сколько слов я написала. Пожалуй, все.

— Как отпраздновали первую победу и как именно поощряете себя?
— Прошлым летом я отредактировала черновик и по этому поводу открыла бутылку вина с зеркалом на этикетке :) Сейчас обычно иду в бар с подругой или покупаю себе новую красную помаду. Пообещала подарить себе на первый гонорар духи за 180 евро, как-то так.

— А что насчет музыки? Будет ли на книге в будущем qr-код с плейлистом?
— Я хотела сделать qr, но подумала, что не у всех есть спотифай, поэтому просто написала список песен в конце :)

— Интересно, а песни подобраны к каждой главе? И как вы искали музыку? Это был целенаправленный поиск или случайности?
— Скорее, под настроение конкретного тома. Мой плейлист состоит из случайно зашазамленных в кафе песенок, рекомендаций спотифая, советов от друзей и читателей, которые кидали что-то со словами “о, это же твой текст!”

— Расскажите, где была написана книга: на коленках или за писательским столом?
— Я счастливица: у меня есть свой письменный стол и рабочий ноут. Но я пишу не только за ним: на скучных лекциях в тетрадях, в очереди на почте через гугл-доки, в кровати, если не спится, в дороге в блокнотах. Но свое рабочее место - это возможность не нервничать и знать, где что хранится. Сейчас я мечтаю обзавестись парой писательских программ, потому что гугл доки уже не выдерживают.

— Вы писали о том как подбирали цвета для персонажей. В реальной жизни вы так же тщательно продумываете цветовую гамму?
— Нет, не настолько. Систему символов в тексте я делала с учетом всяческой мифологии и геральдики. В жизни у меня все намного проще.

— Вопрос по персонажам: есть ли ещё прототипы у персонажей, такие яркие, как у Ренара?
— Архетипические - да. Шамас, к примеру, вылез из ирландских сказок, а в образе Дара я старалась воссоздать такого идеального правителя, солнечного принца. Да и воронье в качестве тотема дель Эйве появилось не случайно: эта семья стоит на границе миров, во всех смыслах.

— А главная героиня? Она попадает в магический мир. Не соотносите ли вы себя с ней, т.е., может, вы сами хотели бы попасть в магический мир?
— Отчасти эта история была моим личным побегом из мира с его проблемами и сложностями, так что, наверное, да, хотела бы, особенно - в детстве и юности. Но даже в волшебном мире от себя не спрячешься.

— Кто из героев появился сам? Кого вы не планировали, но после того, как они появились, книга стала другой?
— Да много кто! Феликс изначально был другим - он все еще мой стервозный принц, но его образ куда глубже и ярче, чем был задуман. Джейны не было, не было Присциллы - и вот этот факт меня невероятно поражает, потому что без Прис представить историю я не могу.

— Почему именно попаданка? Почему вы не взяли исходно героиню из магического мира, а перенесли из нашего?
— Потому что я хотела писать стеб над попаданческим фэнтези, все просто. А когда очухалась и меня затянуло все это мироустройство и интриги, было уже поздно что-то менять. Плюс мне важно было сохранить это ощущение зыбкости, чуждости героини для мира, в котором она оказалась, и дать ей шанс стать его частью.

— Хочу уточнить по миру: какой именно вид или подвид магии используют?
— Когда я говорю про систему магии в "Зеркалах", я предпочитаю называть ее семиотической :) Я не люблю стройные системы, где все ясно и понятно, мне скучно читать про них и тем более скучно писать. Поэтому я напихала в магию все, что мне нравится и что я знаю: там есть и сигилы, и герметизм, и алхимическая символика, и мифология, и идея направленной воли, которая меняет мир. В общем, магия в "Зеркалах" - это про ясность мысли и твердость воли, а уже потом - про крутые спеллкасты и вязь сигилов на полу. То ли колдовство Короля-Ворона, то ли головология, то ли что-то из Ехо.

— Что вас вдохновило на столь красивый мир? Ведь вся привлекательность средневековья заключается в платьях и чести, данном слове и манерах.
— Ну, для начала, у меня не средневековье, а вполне себе Новое Время. Великие географические открытия прошли, люди живут в городах и вполне в комфорте, образование и магия - социальная привилегия, но случаются чудеса. Ценность человеческой жизни достаточно высока, а роль религии куда меньше, чем могла бы быть. Магическая реальность "Зеркал" - это фансервисная компиляция из того, в чем мне комфортно: камерные залы и библиотеки, древние города, где в домах все-таки есть водопровод и подобие отопления, социальные и правовые обычаи, которые во многом определяют то, как живут и к чему стремятся люди. Я люблю “Джейн Эйр”, “Ребекку”, “Стренджа и Норрелла” и романы Джейн Остин, так что писала я мрачный англоманский фэнтези-триллер с волшебным мистером Дарси :)

— Вернусь к соцсетям, где вы указали огромный список жанров, в которых бы точно не писали. А что до тех, в которых вы бы хотели попробовать свои силы?
— Я хочу писать два типа книг. Первый - это такие штуки, которые вымывают у тебя из головы весь мусор и оставляют в ней гулкую, правильную пустоту. Вторые - те, в которые тебя затягивает и ты живешь реалиями чужого мира, думаешь о героях и вытягиваешь все это в реальный мир. Какие будут жанры здесь - сказать сложно. Я точно останусь в рамках фэнтези и всякого магического, для меня фантастические допущения - важный, любимый прием.
Еще одна важная для меня вещь - писать хорошие книги для женщин и о женщинах. Так что дальше точно будут новые героини.

— Какой вы видите женщину? Или даже так: что именно вы хотите показать или открыть им? Может, научить их чему-то?
— Мне нравится идея показывать разных героинь: потерянных девочек, воительниц, хитрых и стервозных леди, умудренных опытом взрослых женщин. Меня вдохновляют, к примеру, Наоми Новик или Ирина Котова - у них очень разные женские персонажи, и внутри историй нет конкуренции, женского серпентария, наоборот - есть сестринство. Мне нравится, как пишет женщин Пратчетт - его цикл про ведьм и про Тиффани это одна из самых феминистических вещей, которые я читала.
В “Зеркалах” я хотела показать сильных женщин в обществе, где власть - в руках мужчин. Мне кажется, это удалось: мои девочки носят острые ножи в рукавах и сами обрезают нити всяких там кукловодов.
В свое время меня здорово вдохновила песня Шеннон МакГвайр “Wicked Girls” - она про героинь знакомых нам историй, но с чуть другой оптикой. Я не хочу прощать Льюису историю Сьюзен Певенси - поэтому я напишу свою историю, где любовь к чулкам и чаепитиям, где умение быть хитрой и дипломатичной - не грех и не предательство, а тоже - вариант силы :)

— Вот как. Это весьма интересный посыл. И мне нравится ваша задумка. Хочу отметить ещё хороший способ, который вбрала Мария, - преодоление больших целей. В виде поощрений нужно бы ввести этот метод. Правда, в моём случае это был бы очередной блокнот.. И для читателей и поклонников “Зеркал” сообщу, что вторая часть пишется, автор над ней работает. Поэтому, дорогие читатели, можете перейти по ссылке ниже и прочесть книгу, либо перед тем прослушать пятиминутку, в которой Зоя Ласкина рассказывает о своих впечатлениях после прочтения.

Книга автора

https://litmarket.ru/books/zerkala 

Выпуск пятиминутки Темное фэнтези Марии Покусаевой «Зеркала»

https://litmarket.ru/books/temnoe-fentezi-marii-pokusaevoy-zerkala