Исторические основы "Чёрной Агнес"

Рассказ «Черная Агнес» выбивается из общего ряда произведений Шотландского цикла и не затрагивает тему Александра Баденохского Волка или его колдовского наследия. Над идеей и структурой рассказа долго работать не пришлось – фактически, это художественное описание осады замка Данбар, наполненное как действительными, так и полулегендарными эпизодами. Большинство персонажей не выдуманы, а являются реальными лицами шотландской истории.

В моей рассказе Агнес несчастна в браке с графом Патриком Данбаром – предпосылкой для этого я использовал информацию, что от их брака в живых детей не осталось. Возможно, их вовсе не было. В любом случае, земли графа и графини отошли к их племянникам и другим непрямым наследникам. В частности, история знает вторую Агнес Данбар, племянницу Черной Агнес; она воспитывалась своей именитой тетей и впоследствии стала любовницей ни много ни мало шотландского короля Давида II Брюса.

Главный герой Вильям Рамси из Инверлита и его брат Александр Рамси – также исторические лица Второй войны за независимость Шотландии. Рамси-старший вел активные партизанские действия в Лотиане, атакуя англичан из своего лагеря в пещерах в Рослинской долине. Он снабжал гарнизон Данбара и в итоге прорвал блокаду, фактически сняв осаду с замка. Взлет его славы ознаменовался взятием замка Роксбург в 1342 году и блистательным участием в турнире. Предвестием несчастия было то обстоятельство, что на турнире Александр Рамси сменил раненого лорда из семейства Дуглас, а также взял Роксбург без участия последнего, который был констеблем замка, и был назначен новым констеблем. Стерпеть двойного «оскорбления» Дуглас не смог и отомстил, захватив Александра Рамси и заточив его в темницу, где он и погиб после 17 дней голода.

О младшем Рамси, сэре Вильяме, известно намного меньше. Я счел разумным, что Александр мог послать брата на оборону замка Данбар, чтобы иметь своего человека внутри. Не ясно, принимал ли он участие в катастрофической для Шотландии битве при Невиллс-кроссе, ведь в ней сражались и граф Патрик Данбар и погибший в бою Джон Рэндольф, брат Агнес. Имя Вильяма появляется только в 1355 году в связи с новым витком военных действий – набегом на замок Норхэм и победе в битве при Несбит-Муре. О кончине Вильяма Рамси нам ничего не известно, как и о его отношениях с Черной Агнес. А стишок, который он напевает в конце рассказа, имеет далекий от оригинала смысл и отсылает к известному куплету, приведенному в книге «История Шотландии» Вальтера Скотта:

Шотландка храбрая весь день

И ров и башни охраняла.

От рассвета до заката

Агнес у ворот стояла.

В этой же книге содержится еще одно редкое упоминание о Вильяме Рамси, в контексте турнира, в котором он участвовал со старшим братом. Вальтер Скотт пишет, как копье серьезно ранило Вильяма, так что острие немного вошло в голову. Приглашенный священник исповедовал раненого со шлемом на голове. Но подошедший Александр решил, что брату умирать рановато, и попросту выдернул наконечник из шлема и из раны. На что Вильям ответил, мол, вот это правильное решение!

С 1335 по 1341 год Джон Рэндольф, граф Морей, (родной брат Агнес) действительно находился в английском плену. Доподлинно неизвестно, пытались ли англичане шантажировать защитников замка угрозами казнить Джона Рэндольфа или это поздняя вставка хронистов. Но примечательно, что противник шотландцев Уильям Монтегю, 1-ый граф Солсбери, в дальнейшем во время Столетней войны попал в плен к французам, которые и обменяли его на того самого Джона Рэндольфа. В те годы Шотландия была союзницей Франции, поэтому возвращение знатного полководца было выгодно для обеих держав.

Пожалуй, единственным выдуманным персонажем является сокольничий Ранальд Ворон, который олицетворяет образ неунывающего шотландского простолюдина (хотя должность сокольничего была довольно «хлебной»), в любых условиях не теряющего присутствия духа, искринки юмора и отваги. Тот национальный образ, который сохранился в Шотландии и по сей день.

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь чтобы оставить комментарий